Его величество Силуэт

02.07.2018
Привет, меня зовут Настя Забродина, я занимаюсь дизайном, иллюстрацией — изображениями в широком смысле. Мне интересно наблюдать и предсказывать воздействие картинок на людей. Какие триггеры работают, как поменять настроение, можно ли повернуть время. На картинке, конечно. Иногда я буду рассказывать о своих наблюдениях и догадках здесь, среди коллег, в колонке с рабочим названием "НЗ-репорт". С картинками, конечно. И с целью собрать со временем весь неприкосновенный запас иллюстрации.

Мы, современники, столкнулись с невероятным для предков количеством разнообразной (это основное отличие) визуальной информации, и её производство стало ежедневной рутиной не только для профессионалов, но почти для любого человека со смартфоном. И несмотря на то, что новые инструменты, фильтры и аппы делают доступными любые стили и виды визуального представления, силуэтные 2д иллюстрации по-прежнему в тренде, а после последнего плоского бума, начавшегося с восьмой винды, мир в очередной раз с энтузиазмом вспомнил о потенциале чистого Силуэта.

Но конечно, это не никакая не новинка, а естественный прием, уходящий корнями в пещерное прошлое, бессменно работающий в плакате и книжной иллюстрации, плюс, ставший очень популярным с развитием векторных программ.

Слева направо: Shigeo Fukuda, Lex Drewinski, Malika Favre
Слева направо: Shigeo Fukuda, Lex Drewinski, Malika Favre

Термин «силуэт» произошел от фамилии французского министра Силуэтта, известного своей скупостью. Соответственно силуэтами называли портреты, вырезанные из бумаги (или нанесенные в одну краску), которые по сравнению с живописью стоили недорого.

Но дешевый не значит простой. Сделать удачный и отвечающий задаче рисунок плоскими заливками почти так же вызывающе, на мой взгляд, как крутую абстрактную работу. Сконструировать свой работающий "плоский" мир — последний уровень сложности по шкале условности, а решение силуэтной композиции наиболее интеллектуальный процесс в рисовании.

Обложки Levente Szabo
Обложки Levente Szabo

Форма света и тени — первое что считывает мозг, фильтр, задающий настроение всей проекции мира. Эволюционно мы немедленно пытаемся разгадать знак, выданный нам в виде силуэта, и если это легко — мы удовлетворены и спокойны, чувствуем себя умными победителями игры воображения. Но добиться изящной узнаваемости не такая тривиальная задача — Силуэт не терпит случайных мест. Или, по-другому: все случайности Силуэта тщательно выверены. Хороший Силуэт прост, точен и медитативен. А в лаконичной картинке не спрячешься за красивыми разводами и мелкими штрихами — с формой придется поработать.

Как и с композицией. Движение — основа всего изо, а при решении иллюстрации с плоскими заливками движение это почти все, что у нее есть.

Malika Favre
Malika Favre
Tomer Hanuka
Tomer Hanuka

Когда же вопрос Силуэта — формы (пространства) и композиции (времени) —решен, то усложнять иллюстрацию можно сколько угодно, добавляя объемы и детализируя. А можно ограничиться легкими градиентами или обойтись совсем без ничего — зависит от задачи. В любом случае, картинка уже состоялась, с ней все ясно.

Karolis Strautniekas и Sara Andreasson
Karolis Strautniekas и Sara Andreasson

Условные силуэтные иллюстрации особенно хорошо работают там, где надо показать метафору или емко рассказать историю. Когда считывается несколько знаков одновременно зритель вовлекается в игру и Силуэт становится самостоятельным произведением со смыслом и сюжетом.

Пожалуй, это и есть основной прием чистого Силуэта — метафора и сюжет через пазл.

 Noma Bar: обложка Экономиста и альтернативные киноплакаты. Просто и хорошо иллюстрирует прием.
Noma Bar: обложка Экономиста и альтернативные киноплакаты. Просто и хорошо иллюстрирует прием.

Если отвлечься от передачи метафор, форм и композиций, то у иллюстраций с плоскими заливками есть реальные преимущества: они хороши в любом размере и на любом носителе, с их помощью можно изящно решать самые деликатные задачи, и они отлично подходят для анимации.

Там где нужна условность, Силуэт  решение номер один. Секси алфавит — Malika Favre.
Там где нужна условность, Силуэт решение номер один. Секси алфавит — Malika Favre.

Я хотела бы пожелать и художникам и заказчикам не бояться простых форм и небольшого количества деталей. Скупой стиль требует работы и от иллюстратора, и от зрителя, но взамен очень благодарен и его удачное использование всегда восхищает людей своей лаконичной емкостью.

Polyester Studio
Polyester Studio

Спасибо за внимание. Присылайте примеры крутых иллюстраций, а также пожелания, теории и вопросы. И приходите за новым репортом :)

Ссылки: Tomer Hanuka, Malika Favre, Sara Andreasson, Karolis Strautniekas, Levente Szabo, Marie-laure Cruschi, Ray Oranges, Noma Bar