Дни, в которые порицается и запрещается добровольный пост

7 April 2018

В день Разговения и в день Жертвоприношения (‘Идуль-Фитр и ‘Идуль-Адха)

Абу Са’ида аль-Худри, да будет доволен им Аллах, рассказывал: «Посланник Аллаха ﷺ запрещал соблюдать пост двух дней: в день Разговения и в день Жертвоприношения». аль-Бухари 3/280, Муслим 2/577.

Пророк ﷺ говорил: «Я запрещаю вам соблюдать пост в дни праздников Разговения и Жертвоприношения». Абу Я’ля. Хадис достоверный. См. «Сахих аль-джами’» 2517.

Имам ан-Науауи и шейх Сыддыкъ Хасан Хан сказали: «В том, что пост в дни праздников Разговения и Жертвоприношения является запретным, единогласны все ученые». См. «Шарх Сахих Муслим» 8/15, «ар-Раудату-ннадийя» 1/566.

В три дня ат-Ташрикъа

Три дня ат-ташрикъа — это одиннадцатое, двенадцатое и тринадцатое число месяца зуль-хиджа, три дня следующие за днем Жертвоприношения (аль-Адха).

От Ка’ба ибн Малика, да будет доволен им Аллах, сообщается, что посланник Аллаха ﷺ сказал: «Дни мины (три дня ат-ташрикъа) — это дни еды и питья». Муслим 1142.

Посланник Аллаха ﷺ также сказал: «Не поститесь три дня ат-ташрикъа, ибо поистине, это дни еды и питья!» Ахмад, ан-Насаи. Хадис достоверный. См. «Сахих аль-джами’» 7355.

Сообщается от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха ﷺ во время Хаджа, отправил гонца для того, чтобы он возвестил людям: «Не поститесь в эти дни, ибо, поистине, это дни еды и питья и поминания Всевышнего Аллаха!» Ахмад 10674, аль-Хаким 2/250, Абу Ну’айм 2/342/1. Шейх Ахмад Шакир и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность хадиса.

Соблюдать пост в эти три дня можно только паломнику, который не смог совершить Жертвоприношение во время Хаджа. Ибн ‘Умар, да будет доволен им Аллах, рассказывал: «Не разрешалось поститься в дни ат-Ташрикъа никому, кроме тех, кто не мог найти скота для Жертвоприношения». аль-Бухари 1998.

В день сомнения

Днем сомнения именуется тридцатое ша’бана. Речь идет о соблюдении поста за один, два дня до наступления Рамадана. ‘Аммар ибн Йасир, да будет доволен им Аллах, сказал: «Кто постится, сомневаясь в наступлении Рамадана, тот ослушался Абуль-Къасима (пророка)». Абу Дауд 2334, ат-Тирмизи 676, ан-Насаи 2187, Ибн Маджах 1645, ад-Дарими 1682. Достоверность хадиса подтвердили имам Ибн Хузайма, Ибн Хиббан, шейх аль-Альбани.

Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, рассказывал: «Посланник Аллаха ﷺ запретил поститься за день до Рамадана, а также в дни праздников Разговения и Жертвоприношения, и в три дня ат-Ташрикъа». аль-Байхакъи. Хадис достоверный. См. «Сахихуль-Джами’» 6964.

Только в пятницу

От Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, мир ему и благословения Аллаха, сказал: «Не избирайте ночь пятницы для ночной молитвы (тахаджуд), если вы не молитесь по ночам и в другие дни, и не избирайте пятницу для поста, если вы не поститесь в другие дни. И поститесь в пятницу только в том случае, если на нее приходится ваш регулярный пост». Муслим 2/148.

Къайс ибн Сакан рассказывал: «Однажды мимо Абу Зарра, да будет доволен им Аллах, проходили люди, соблюдавшие пост в пятницу, и он сказал им: „Клянусь, вам лучше разговиться, ибо, поистине, этот день является ‘Идом!“» Ибн Аби Шайба 2/160. Шейх аль-Альбани назвал иснад достоверным.

Анас ибн Малик, да будет доволен им Аллах, говорил: «Пророк ﷺ запретил соблюдение поста в течении шести дней в году: В три дня ат-ташрикъа, в день аль-Фитра и в день аль-Адха, а также в пятницу!» ат-Таялиси. Хадис достоверный. См. «Сахих аль-джами’» 6961.

В субботу

Передают, что ас-Самма бинт Буср, да будет доволен ею Аллах, рассказывала, что посланник Аллаха ﷺ сказал: «Не соблюдайте пост по субботам, за исключением поста, который является обязательным! И даже если вы не найдете ничего, кроме виноградной кожицы или ветки с дерева, то все равно жуйте их». Ахмад, Абу Дауд, ат-Тирмизи, ан-Насаи, Ибн Маджах, ад-Дарими, аль-Байхакъи, Ибн Хузайма, аль-Хаким, Ибн Шахин, ат-Тахауи. Хадис достоверный. См. «Сахих аль-джами’» 7235.

Шейх Шамсуль-Хакъ ‘Азым Абади о словах: «И даже если вы не найдете ничего, кроме виноградной кожицы или ветки с дерева, то все равно жуйте их», сказал: «Это является строгим указанием на запрет поста в субботу». См. «‘Аунуль-Ма’буд» 7/49.

Шейх Ибн аль-Къайим в «Тахзибу-Ссунан» говорил: «Слова: „за исключением поста, который является обязательным“, являются доказательством на запрет любого поста, кроме обязательного. И нет разницы, соблюдается добровольный пост лишь в субботу или и в другие дни наряду с субботой».

Однако он посчитал хадис этот не достоверным.

Среди ученых есть разногласия относительно дозволенности соблюдения добровольного поста в субботу. Например, шейх аль-Альбани, опираясь на приведенный хадис, считал, что соблюдать добровольный пост по субботам категорически запрещено, кроме обязательных видов поста, как пост Рамадана, искупительный пост и пост по обету. И в этом он опирался на понимание сподвижника ‘Абдуллаха ибн Бусра, который также запрещал пост в субботу, что приводит имам ан-Насаи в «ас-Сунан аль-кубра». И кстати именно его семья распространила хадис Пророка ﷺ о запрете поста в субботу.

Другие ученые считали, что соблюдать пост по субботам можно, поскольку считали данный хадис недостоверным, и это имам Малик.

Некоторые говорили, что этот запрет отменен, и это имам Абу Дауд.

А большинство ученых, объединив мнения, считали, что не следует поститься только лишь с субботу, и если соблюдать пост наряду с каким-либо днем, то тогда нет ничего страшного в соблюдении поста в субботу.

Что касается мнения тех, кто считал этот хадис недостоверным, то оно ошибочное, поскольку у данного хадиса есть множество версий, каждые из которых усиливают друг друга. Поэтому имам ан-Науауи сказал: «Эти слова (что хадис недостоверный) неприемлемы, ибо многие имамы подтвердили достоверность этого хадиса». См. «аль-Маджму’» 6/440.

Среди имамов подтвердивших достоверность этого хадиса: ат-Тирмизи, аль-Хаким, Ибн Хузайма, Ибн Хиббан, Ибн ас-Сакан, ад-Дыя аль-Макъдиси, Ибн Къудама, аз-Захаби, Ибн аль-Муляккъин, аль-‘Иракъи, Ибн Хаджар аль-Хайтами, аль-Альбани и др. См. «аль-Фуру’» 3/92, «Баянуль-уахм уаль-ихам» 4/269.

То же самое обстоит и со словами, что этот хадис отменен, ибо никаких достоверных указаний на этот счет нет. Имам ас-Субки упомянув слова Абу Дауда: «Этот хадис отмененный», сказал: «Эти слова неприемлемы. Где доказательство на отмену этого хадиса?!» См. «ад-Динуль-халис» 8/393.

Имам Ибн Хаджар аль-Хайтами сказал: «Аду Дауд назвал хадис отмененным, однако это не так, и этот хадис достоверный, несмотря на то, что Малик считал иначе». См. «Итхаф ахлюль-Ислям би хусусыяти-ссыям» 316-317.

Что касается мнения большинства ученых, сказавших, что в хадисе речь идет о запрете на соблюдение поста именно в субботу, то их аргументы также весьма сильны, особенно следующий хадис:

Умм Саляма, да будет доволен ею Аллах, рассказывала: «Чаще всего посланник Аллаха ﷺ постился по субботам и воскресеньям, и он говорил: „Эти дни являются праздниками для многобожников, и я хочу от них отличаться“». Ахмад 6/323, ан-Насаи в «ас-Сунан аль-Кубра» 2/2776, аль-Байхакъи 4/313.

Но относительно достоверности этого хадиса также были большие разногласия. Например, хафиз ‘Абдуль-Хакъ аль-Ишбили, хафиз Ибн аль-Къаттан и шейх аль-Альбани считали его слабым. См. «ас-Сильсиля ад-да’ифа уаль-мауду’а» 1099.

Однако имамы Ибн Хузайма, Ибн Хиббан, аль-Хаким, аз-Захаби, Ибн Муфлих, Ибн Хаджар аль-Хайтами, ‘Абдуль-Къадир аль-Арнаут и Шуайб аль-Арнаут считали этот хадис достоверным.

Пост в день ‘Арафа, совершающими Хадж

Людям, совершающим Хадж, не следует поститься в день ‘Арафа, поскольку Пророк во время хаджа в этот день не постился. Умм Фадль, да будет доволен ею Аллах, рассказывала: «В день стояния на горе ‘Арафа у людей возникли сомнения относительно того, постился Пророк ﷺ, или нет, и тогда я отнесла ему питье, и он выпил его». аль-Бухари 1658.

Мало того, что соблюдать паломникам в день ‘Арафа пост не Сунна, также есть и запрет на соблюдение поста паломникам в этот день. ‘Икрима рассказывал: «Однажды я зашел к Абу Хурайре и спросил его о посте в день ‘Арафа, совершающим хадж, и он сказал: «Посланник Аллаха ﷺ запрещал соблюдать пост в день ‘Арафа тем, кто совершал Хадж». Ахмад 2/304, Абу Дауд 2440, аль-Бухари в «ат-Тарих» 7/4425.

Относительно достоверности этого сообщение среди ученых есть разногласия, однако имам Ибн Хиббан, Ибн Хузайма, аль-Хаким, аз-Захаби и Ахмад Шакир считали его достоверным. И это сообщение усиливается также и тем, что такие сподвижники, как ‘Умар, Ибн ‘Умар и Ибн ‘Аббас тоже запрещали соблюдать пост в день ‘Арафа совершающим Хадж. См. «Сунануль-кубра» 2823, 2824 ан-Насаи, «аль-Мусаннаф» 7820, Абдур-Раззакъа.

Имам аз-Захаби говорил: «Кто из паломников будет поститься в день ‘Арафа, несмотря на то, что ему известно о запрете на это и того, что Пророк ﷺ во время Хаджа не постился в день ‘Арафа, как и его сподвижники, то из того, что нам известно, это то, что он не будет вознагражден за это». См. «ас-Сияр» 10/684.

Непрерывный пост в течение нескольких дней

Соблюдать пост непрерывно, не разговляясь порицаемо, и на это указывают множество хадисов. Абу Хурайра рассказывал: «Посланник Аллаха ﷺ запрещал соблюдать пост непрерывно, и однажды один человек из мусульман сказал ему: „Но ты ведь ты постишься так, о посланник Аллаха!“ Пророк ﷺ сказал: „А кто из вас подобен мне? Поистине, по ночам Господь мой кормит и поит меня“. Когда же некоторые люди отказались прекратить поститься непрерывно, Пророк стал поститься непрерывно вместе с ними, не разговляясь сначала один день, потом еще один, после чего они увидели молодой месяц. И тогда Пророк сказал: „Если бы он появился позже, я бы добавил вам“, — имея в виду, что это послужило бы им примерным наказанием за то, что они отказались прекратить поститься». аль-Бухари 1965, Муслим 1103.

Передается от ‘Абдуллаха ибн ‘Амра, да будет доволен им Аллах, что Пророк ﷺ сказал: «Вообще не постится тот, кто постится непрерывно!» аль-Бухари 1977, Муслим 2/197.

‘Абдуллах ибн ‘Ийяд рассказывал: «Я слышал, как Лейля, жена Башира ибн Хасасии рассказывала: «Однажды я захотела поститься два дня подряд, и Башир запретил мне это, сказав: «Поистине, посланник Аллаха ﷺ запрещал это и говорил: „Так поступают христиане, а вы поститесь так, как вам велит Аллах: „И поститесь до ночи“, и когда наступит ночь, не поститесь“». Ахмад 21448. Хафиз Ибн Хаджар и шейх Ахмад Шакир назвали хадис достоверным.

Но если же все-таки кто-то и хочет соблюдать такой пост и чувствует в себе силы, то ему следует разговляться хотя бы один раз в сутки, а именно — перед рассветом. Передают со слов Абу Са’ида, да будет доволен им Аллах, что он слышал, как Пророк ﷺ сказал: «Не поститесь непрерывно, а тот из вас, кто захочет сделать это, пусть разговляется перед рассветом следующего дня». аль-Бухари 1963.

Ибн аль-Къайим сказал: «Таким образом, сухур заменит ему разговение». См. «Задуль-ма’ад» 2/31.

О посте в месяце Раджаб

Сообщается, что ‘Умар ибн аль-Хаттаб бил тех, кто постился в месяц Раджаб и заставлял их есть, говоря: «Кушайте! Поистине, это месяц, который возвеличивали во времена джахилии». Ибн Аби Шайба. Шейх аль-Альбани назвал иснад достоверным. См. «Ируауль-гъалиль» 957.

Также и Ибн ‘Умар порицал тех, кто выделял месяц Раджаб постом. Ибн Аби Шайба, иснад также достоверный. См. «Ируауль-гъалиль» 958.

Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: «Что касается желательности на выделение месяца Раджаб постом, то все хадисы, указывающие на это, являются слабыми и даже лживыми, на которые ученые не опираются». См. «Маджму’уль-фатауа» 25/290.

То же самое говорили шейх Ибн аль-Къайим и хафиз Ибн Хаджар. См. «аль-Манар аль-муниф» 96, «Табйин аль-‘уджб» 11.

Добровольный пост женщины без разрешения мужа

От Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, сообщается, что посланник Аллаха ﷺ сказал: «Не поститься женщина в присутствии своего мужа, кроме как с его дозволения, [если только это не пост в месяце Рамадан]». аль-Бухари 5192, Муслим 2/711, то, что между двух скобок является версией Абу Дауда 2458.

Хафиз Ибн Хаджар в «Фатхуль-Бари» говорит: «В хадисе говорится о том, что права мужа перед женой стоят выше, чем желательные благие деяния, так как соблюдение прав мужа — это обязанность (фард), а выполнение обязательного стоит выше, чем желательные деяния».

Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: «После выполнения обязанностей перед Аллахом и Его посланником ﷺ для женщины нет ничего более важного, чем выполнение своих обязанностей перед мужем». См. «Маджму’уль-фатауа» 32/275.

Добровольный пост, запрещаемый родителями

Повиноваться родителям, в том, что не содержит в себе греха, является обязанным предписанием (фард), а соблюдение добровольного поста, является желательным предписанием (мустахаб). По этой причине имам Ахмад порицал тех, кто соблюдал добровольный пост, не обращая внимания на запрет родителей, а Хасан аль-Басри говорил: «Если родители или один из них запрещают человеку поститься, то он должен повиноваться им, и тогда он получит двойную награду — за почитание и повиновение родителям и за намерение поститься». См. «аль-Адабу-шшар’ийя» 1/432.

Источник: К Исламу