О добровольных молитвах до и после послеобеденной молитвы (‘аср)

06.04.2018

Многие мусульмане полагают, что у послеобеденной молитвы (‘аср) нет добровольных молитв ни до, ни после. На самом же деле это не совсем так.

О совершении четырех рак’атов добровольной молитвы до молитвы ‘аср

От Ибн ‘Умара сообщается, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Да помилует Аллах человека, совершившего молитву в четыре рак’ата перед послеполуденной (‘аср) молитвой!» Ахмад 2/117, Абу Дауд 1271, ат-Тирмизи 430.

Достоверность этого хадиса подтвердили имамы ат-Тирмизи, Ибн Хузайма, Ибн Хиббан, аль-Хаким, аль-Мунзири, ан-Науауи, Ахмад Шакир, аль-Альбани, Мукъбиль, ‘Абдуль-Къадир аль-Арнаут и Шу’айб аль-Арнаут. См. «ан-Насб ар-рая» 2/139, «Сахих аль-джами’» 3493, «Сахих ат-таргъиб» 586, «Тахкыкъ Джами’ аль-усуль» 6/26, «Тахкыкъ аль-Муснад» 5980.

Таким образом, этот хадис является словесным побуждением к совершению добровольной молитвы в четыре рак’ата перед молитвой ‘аср.

Большинство имамов не включали эту молитву в число добровольных молитв, совершаемых до и после обязательных, которые именуются как «ас-Cунан ар-рауатиб». Причиной этому они сделали то, что сам передатчик этого хадиса — Ибн ‘Умар, не упоминал эту молитву среди тех, что он передал о добровольных молитвах, которые неуклонно совершал Пророк, мир ему и благословение Аллаха, до и после обязательных молитв.

На этот аргумент шейх Ибн аль-Къайим сказал: «Ибн ‘Умар сообщил о тех добровольных молитвах, о которых ему было известно, из числа того, что совершал Пророк, мир ему и благословение Аллаха. И поэтому между этими хадисами нет никаких противоречий». См. «Задуль-ма’ад» 1/312.

Имам аш-Шаукани говорил: «В этом хадисе указание на желательность совершения четырех рак’атов до молитвы ‘аср, чтобы заслужить мольбу Пророка, мир ему и благословение Аллаха, о помиловании за совершение этой молитвы!» См. «Найлюль-аутар» 1/197, а также «‘Аунуль-ма’буд» 4/149.

Имам аль-Мунауи говорил: «Сказал аль-Гъазали: „Совершение этих четырех рак’атов весьма желательно, чтобы войти в число тех, за кого обратился с мольбой Пророк, мир ему и благословение Аллаха, ведь поистине, его мольба не остается без ответа!“» См. «Файдуль-Къадир» 4424.

‘Асым ибн Дамра рассказывал: «Однажды мы спросили ‘Али ибн Абу Талиба о добровольных дневных молитвах Пророка, мир ему и благословение Аллаха, и он сказал: „Вы не сможете все равно этого всего совершать!“ Мы сказали: „Ты скажи нам, а мы будем совершать то, что сможем!“ Тогда ‘Али сказал: „Когда посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, совершал утреннюю молитву, он ждал, пока солнце со стороны востока не всходило на расстояние, какое оно опускается на западе, а затем вставал и совершал два рак’ата (молитва Духа в начале ее времени). Затем он ждал, пока солнце со стороны востока не поднималось на высоту полудня со стороны запада, а затем совершал четыре рак’ата (молитва Духа в конце ее времени). Также он совершал четыре рак’ата до обеда (зухр) и два рак’ата после него. И также он совершал четыре рак’ата до молитвы ‘аср, совершая приветствие между двух рак’атов, приветствуя ангелов, пророков и тех, кто последовал за ними из числа мусульман“ И ‘Али сказал: „Это шестнадцать рак’атов добровольной молитвы, которые Пророк, мир ему и благословение Аллаха, совершал днем. И мало таких, кто способен это неуклонно совершать!“» Ахмад 650, ат-Тирмизи 598, ан-Насаи 874.

Среди ученых было разногласие относительно достоверности этого хадиса. Те имамы, которые не признавали этот хадис, делали причиной его слабости две вещи. Первое, этот хадис передавал ‘Асым ибн Дамра со слов ‘Али, а ‘Асыма они считали слабым передатчиком.

Второе, этот хадис противоречил тому, что достоверно приводят аль-Бухари и Муслим, что Ибн ‘Умар и ‘Аиша, описывая добровольные молитвы, которые совершал Пророк, мир ему и благословение Аллаха, до и после обязательных, они не упоминали никакую молитву до ‘асра.

Ответ на эти претензии:

Во-первых, ‘Асым ибн Дамра достойный передатчик, несмотря на то, что о нем говорили. Большинство имамов в науке о передатчиках хадисов считали его надежным! Имамы Ибн Ма’ин, Ибн Мадини, Ибн Хузайма и Ибн Са’д говорили о нем: «Он надежный передатчик».

Имам Ахмад сказал: «Он для меня довод». Имам аль-Баззар говорил: «Его хадисы хорошие». Имам ан-Насаи сказал о нем: «Нет в нем никаких проблем». См. «аль-Мизан», 2/352-353, «аль-Кашиф» 2/50, «аль-Мухаррар филь-хадис» 1/135.

И хафиз Ибн Хаджар в «ат-Такъриб» назвал этого передатчика надежным.

Таким образом, хадис такого передатчика не опускается ниже хорошего (хасан). И достоверность этого хадиса подтвердили имам Абу ‘Иса ат-Тирмизи, шейх Ахмад Шакир, шейх аль-Альбани, шейх ‘Абдуль-Къадир аль-Арнаут, шейх Шу’айб аль-Арнаут и шейх ‘Али ибн Адам аль-Асьюби. См. «ас-Сильсиля ас-сахиха» 237, «Тахкыкъ Джами’ аль-усуль» 6/8, «Шарх Сунан ан-Насаи» 11/125.

А что касается претензии, что этот хадис противоречит другим хадисам, как говорил имам аль-Джузаджани: «О рабы Аллаха! Разве может быть так, что сподвижники и жены Пророка, мир ему и благословение Аллаха, которые были с ним всегда, не знали об этих рак’атах, если он совершал их все время?! Поистине, ’Асым (передатчик хадиса) пошел в противоречие всей умме!»

На самом же деле никаких противоречий нет, поскольку каждый из сподвижников описывал то, что знал он. Например, среди сподвижников были те, кто говорил, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, никогда не совершал молитву Духа, а были даже и те, кто называл из сподвижников эту молитву нововведением! Но, несмотря на это, достоверно известно во многих хадисах, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, совершал молитву Духа и побуждал ее совершать и завещал ее совершение Абу ад-Дарде и Абу Хурайре!

Хафиз Ибн Хаджар говорил: «Крайность аль-Джузаджани к передатчикам ‘Али известна, и не может быть никакого порицания ‘Асыму за то, что он передает! Например, ‘Аиша, избранная жена Пророка, мир ему и благословение Аллаха, говорит своим языком, когда ее спрашивают о чем-то из того, что делал Пророк, мир ему и благословение Аллаха: „Спроси об этом ‘Али!“ Поэтому нет ничего удивительного в том, что какой-то сподвижник передает то, что не передал никто другой, особенно касаемо добровольных молитв!» См. «Тахзиб ат-тахзиб» 5/46.

Таким образом, данный хадис является достоверным, и никаких веских претензий к нему нет.

Имам Исхакъ ибн Рахауайх говорил: «Наилучшее, что передается о добровольных дневных намазах — это данный хадис!» См. «аль-Джами’» 1/195.

Шейх аль-Мубаракфури сказал: «Вероятно, он имел в виду количество, упоминаемое в этом хадисе — „шестнадцать рак’атов“, поскольку об этом не передается в других хадисах». См. «Тухфатуль-ахуази» 2/504.

Шейх ‘Али ибн Адам аль-Асьюби говорил: «В этом хадисе указание на желательность совершения добровольной молитвы до молитвы ‘аср, что соответствует названию главы, в которой привел этот хадис имам ан-Насаи: „Молитва до ‘асра“». См. «Шарх Сунан ан-Насаи» 11/126.

Тут следует обратить внимание на следующие слова в хадисе ‘Али: «И также он совершал четыре рак’ата до молитвы ‘аср, совершая приветствие между двух рак’атов, приветствуя ангелов, пророков и тех, кто последовал за ними из числа мусульман».

Из этих слов следует, что совершая четыре рак’ата перед ’асром, следует отдавать приветствие (таслим) после двух рак’атов.

Однако это не совсем так, поскольку тут под приветствием речь идет о чтении ташаххуда во втором рак’ате, поскольку именно в этом месте произносится приветствие Всевышнему Аллаху, Его пророку и верующим. Об этом говорили имам аль-Багъауи, имам ат-Тыби, имам ас-Синди, имам аль-Мунауи, шейх ‘Али аль-Къари, шейх аль-Мубаракфури, шейх аль-Альбани и др. См. «Шарх ас-Синди» 2/120. «Тухфатуль-ахуази» 2/505, «ас-Сильсиля ас-сахиха» 237.

Доказательством такому пониманию является версия этого хадиса, которая приводится у ан-Насаи и других имамов, в которой сообщается: «И также он совершал четыре рак’ата до молитвы ‘аср, совершая приветствие между двух рак’атов, приветствуя ангелов, пророков и тех, кто последовал за ними из числа мусульман. И приветствие (таслим) Пророк, мир ему и благословение Аллаха, произносил в конце молитвы». ан-Насаи 2/119.

Несмотря на то, что большинство имамов не отнесли четыре рак’ата до молитвы ‘асра к числу твердо установленных молитв, совершаемых до и после обязательных, некоторые имамы, опираясь на упомянутые хадисы, все же относили эти четыре рак’ата к числу сунан рауатиб. Среди этих имамов: Абуль-Хаттаб из числа ханбалитских имамов, а также аш-Ширази, из числа шафиитских имамов. И этому мнению также отдал предпочтение имам ан-Науауи. См. «аль-Мугъни» 2/125, «аль-Маджму’» 4/18.

Шейх Мухаммад ибн ‘Умар Базмуль, в своей известной книге о добровольных молитвах, говорил: «Эти четыре рак’ата добровольнoй молитвы до ‘асра относятся к числу сунан ар-рауатиб, что является правильным мнением ин шаа Аллах, поскольку эта молитва установлена и словами и поступком самого Пророка, мир ему и благословение Аллаха». См. «Саляту-татау’» 54.

И это истина ин шаа Аллах, в которой нет сомнения.

О совершении двух рак’атов после молитвы ‘аср

Следует отметить, что споры относительно совершения добровольной молитвы после молитвы ‘аср были еще со времен сподвижников Пророка, мир ему и благословение Аллаха, а также после них среди имамов всех мазхабов. По этому вопросу было высказано множество мнений.

С соизволения Аллаха приведем самые аргументированные мнения на данную тему, дабы нам стала эта тема более ясной.

Одна группа ученых считала, что добровольную молитву после ‘асра совершать нельзя однозначно. При этом эти ученые опирались на хадисы, в которых запрещается совершать добровольные молитвы во время восхода, и захода солнца.

‘Укъба ибн ‘Амир рассказывал: «Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, запрещал нам совершать молитвы и хоронить наших покойников в течение трех периодов: во время восхода солнца, пока оно не поднимется (над горизонтом); в полдень, пока солнце не начнет двигаться к закату; и во время заката солнца, пока оно не зайдет». Муслим 831.

Однажды Му’ауия сказал людям, совершавшим молитву после ‘асра: «Поистине, вы совершаете одну молитву, однако мы не видели, чтобы совершал ее посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, в обществе которого мы находились, ибо он запретил эту молитву!», — имея в виду совершение молитвы в два рак’ата после молитвы ’acр». аль-Бухари 587.

Ибн ‘Аббас говорил: «Мы не раз били с ‘Умаром за совершение двух рак’атов после ‘асра!» аль-Бухари 1233, Муслим 834.

Другие ученые сказали, что после ‘асра можно совершать два рак’ата, совершаемые после обеденной молитвы (зухр), если человек пропустил их по причине. При этом они опирались на следующий хадис:

Курайб рассказывал, что однажды Ибн ‘Аббас, аль-Мисуар ибн Махрама и ‘Абдур-Рахман ибн Азхар послали его к ‘Аише, велев: «Поприветствуй ее от нас всех, спроси о молитве в два рак’ата, совершаемой после послеполуденной молитвы, и скажи ей следующее: „Нам сообщили, что ты совершаешь эту молитву, однако до нас дошло и то, что Пророк запретил ее совершать!“» Что же касается Ибн ‘Аббаса, то он сказал: «Мы не раз били с ‘Умаром за совершение двух рак’атов после ‘асра!» Курайб сказал: «Придя к ‘Аише, я передал ей все то, зачем меня к ней посылали, но она сказала: „Спроси об этом Умм Саляму“. Тогда я вернулся к ним, передал ее слова и они отправили меня к Умм Саляме, велев спросить у нее то же самое, о чем я спросил у ‘Аиши». Умм Саляма же сказала: «Я слышала, как Пророк, мир ему и благословение Аллаха, запрещал совершать эту молитву, но потом увидела, как, зайдя ко мне, он сам стал совершать ее после молитвы ‘аср. В это время у меня находились женщины из числа ансаров, принадлежавшие к племени бану Харам, и я послала к нему рабыню, велев ей, чтобы она стала рядом с ним и сказала ему: «О посланник Аллаха, Умм Саляма говорит тебе: „Я слышала, как ты запрещал совершать эти два рак’ата, но вижу, что сам ты делаешь это“». Закончив совершать молитву, Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: „О дочь Абу Умайи, ты спросила о совершении двух рак’атов после послеполуденной молитвы. Дело в том, что ко мне пришли люди из племени ‘Абдуль-Къайс, которые отвлекли меня от совершения двух рак’атов, которые я совершаю после полуденной молитвы, и поэтому эти два рак’ата я совершил сейчас“». аль-Бухари 1233, Муслим 834.

Другие ученые сказали, что возмещение обеденной (зухр) добровольной молитвы было особенностью только Пророка, мир ему и благословение Аллаха, и никого больше. При этом они опирались на следующую добавку к вышеприведенному хадису, которая приводится в некоторых версиях этого хадиса:

Умм Саляма спросила: «О посланник Аллаха, а нам возмещать эту молитву?» На что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, ответил: «Нет!» Ахмад 6/315, ат-Тахауи 1/180.

Однако ученые разошлись относительно достоверности этой версии хадиса. О том, что эта версия хадиса является слабой, говорили многие имамы, среди которых аль-Байхакъи, Ибн Хазм, аль-Мубаракфури и аль-Альбани. См. «аль-Ма’рифа» 3/437, «аль-Мухалля» 2/271, «Тухфатуль-ахуази» 1/545, «ас-Сильсиля ад-Да’ифа» 946.

Эти ученые сказали, что причина слабости этой версии хадиса в следующем:

  • В этом хадисе иснад прерывается, поскольку передатчик Закуан не слышал от ‘Аиши.
  • Эта версия является отклоненной (шазза), даже если и достоверна, поскольку большинство передатчиков передали этот хадис без данной добавки.

Другие же ученые сказали, что возмещение добровольной обеденной сунны Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сделал всего один раз, и больше этого не повторял. В довод они приводили следующий хадис:

Ибн ‘Аббас говорил: «Поистине, Пророк, мир ему и благословение Аллаха, совершил два рак’ата после ‘асра по причине того, что ему прислали деньги, и он был занят, по причине чего не совершил два рак’ата после обеденной молитвы (зурх). Он совершил их после ‘асра и больше этого не делал!» ат-Тирмизи 184, Ибн Хиббан 1575.

Однако относительно достоверности этого хадиса есть сомнение, поскольку передатчик этого хадиса Джарир, передал его от ‘Ата ибн ас-Саиба после того, как он стал путаться, о чем говорил хафиз Ибн Хаджар в «аль-Фатх». И шейх аль-Альбани назвал этот хадис слабым.

Но передается также от Умм Салямы, что она сказала: «Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, совершал два рак’ата до ‘асра, но однажды его отвлекли от них и он совершил их после захода солнца. Однако я не видела ни до, ни после этого, чтобы он совершал их». ан-Насаи 581. Шейх аль-Альбани назвал иснад хадиса хорошим.

Имам ан-Науауи сказал: «Внешне этот хадис указывает на то, что под двумя рак’атами идет речь о Сунне двух рак’атов до молитвы ‘аср. Но Къады Ийяд сказал: «Следует отнести эти два рак’ата к Сунне обеденной (зухр) молитвы, как это передавалось в другом хадисе Умм Салямы, чтобы совместить оба хадиса. И добровольная обеденная молитва может именоваться как „молитва до ‘асра!“» См. «Шарх Сахих Муслим» 6/122.

И наконец, группа ученых говорила, что совершение двух добровольных рак’атов после ‘асра является Сунной, но при условии, чтобы эти два рак’ата совершались сразу же после молитвы ‘аср, пока солнце еще стоит высоко и не склонится к закату. И речь идет об отдельной Сунне, связанной с молитвой ‘аср, а не возмещении какой-либо определенной добровольной молитвы.

Это мнение является самым лучшим по нескольким причинам:

Во-первых, указанием на это является свидетельство ‘Аиши, которая рассказывала: «Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, никогда не оставлял совершение двух рак’атов ни тайно, ни открыто: два рак’ата перед утренней молитвой и два рак’ата после молитвы ‘аср!» аль-Бухари 592, Муслим 2/211.

Ибн Мунташир рассказывал, что его отец совершал после ‘асра два рак’ата, а когда его спросили об этом, он сказал: «Я не совершал бы их, если бы не видел, как Масрукъ совершал эту молитву, а он был достойным доверия. Однако я спросил об этом и ‘Аишу, и она сказала: „Пророк, мир ему и благословение Аллаха, не оставлял никогда совершение двух рак’атов до утренней (фаджр) молитвы и совершение двух рак’атов после молитвы ‘аср!“» Ибн Абу Шайба 2/352. Иснад достоверный. См. «ас-Сильсиля ас-сахиха» 2920.

И таких утверждений от ‘Аиши передается много.

Поэтому «утверждению отдается предпочтение перед отрицанием», как гласит об этом важное шариатское правило! Поскольку утверждение — это знание, тогда как отрицание — это отсутствие знания.

А что касается того, почему некоторые сподвижники не знали об этой Сунне, то причину этого разъяснила ‘Аиша, сказавшая: «Клянусь Тем, Кто забрал Пророка, мир ему и благословение Аллаха, к Себе, он никогда не оставлял совершение двух рак’атов после ‘асра до тех пор, пока не встретил Аллаха. Пророк, мир ему и благословение Аллаха, всегда совершал эти два рак’ата дома, никогда не делая этого в мечети, опасаясь того, что это будет слишком тяжело для его общины, а он любил облегчать для своей уммы». аль-Бухари 590.

Во-вторых, мнение первой группы ученых, которые запрещали совершать добровольные молитвы после молитвы ‘аср до захода солнца, а также и в другие порицаемые промежутки времени, является весьма сильным, ведь важное шариатское правило гласит: «Запрещенному отдается предпочтение перед велением». Но есть одно но! Хадисы, в которых идет речь о запрете совершать добровольные молитвы во время захода солнца, являются обобщенными, тогда как в других хадисах указывается, что запрет касается непосредственно того времени, когда солнце уже близко к закату! От Ибн ‘Умара сообщается, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если край солнца покажется над горизонтом, отложите молитву, пока оно не поднимется над горизонтом полностью, и если край солнца скроется за горизонтом, отложите молитву, пока солнце полностью не зайдет за горизонт!» аль-Бухари 583.

‘Али ибн Абу Талиб говорил: «Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, запрещал совершать молитву после ‘асра, если только солнце еще не стояло высоко, и было белым!» Ахмад 1/130, Абу Дауд 1274, ан-Насаи 2/280. Достоверность хадиса подтвердили хафиз аль-‘Иракъи, хафиз Ибн Хаджар и шейх аль-Альбани.

Поэтому те хадисы являются обобщенными, а эти конкретизирующими, на основании которых становится ясно, что запрещено совершать добровольные молитвы непосредственно во время заката солнца. Доказательство этому также и слова Биляля, который говорил: «Совершение молитвы не было запрещено, кроме как непосредственно во время захода солнца!» Ибн Хазм 3/14. Иснад достоверный. См. «ас-Сильсиля ас-сахиха» 1/390.

Таким образом, эти хадисы ясно указывают на то, что добровольные молитвы после ‘асра совершать запрещалось непосредственно во время захода солнца, когда оно уже становится красного цвета. А что касается того периода, когда оно еще высоко, то нет никакого запрета на совершение добровольных молитв в это время. Поэтому передается, что сам передатчик упомянутого хадиса — ‘Али ибн Абу Талиб, совершал два рак’ата после ‘асра, как об этом передал ‘Асым ибн Дамра. аль-Байхакъи 2/458.

В-третьих, то, что ‘Умар ибн аль-Хаттаб бил людей, совершавших молитву после ‘асра, являлось следствием его иджтихада. Имам Ибн Хазм сказал: «Некоторые говорят: „‘Умар бил людей за молитву после ‘асра, а также и Ибн ‘Аббас вместе с ним!“ Мы говорим на это: „Нет довода в поступке кого-либо, кроме посланника, мир ему и благословение Аллаха, ни ‘Умара, ни кого-либо иного! Наоборот, поступки Пророка, мир ему и благословение Аллаха, являются доводом, как для ‘Умара, так и для других. И известно, что ‘Умару в этом противоречили многие сподвижники!“» См. «аль-Мухалля» 2/272.

Причину такого поступка ‘Умара разъяснила ‘Аиша. Сын Шурайха рассказывал, что его отец однажды спросил ‘Аишу: «Как совершал молитву Пророк, мир ему и благословение Аллаха?» Когда же она упомянула о двух рак’атах после ‘асра, он сказал: «Но ведь ‘Умар бил за это?!» Она сказала: «‘Умар сам совершал эти два рак’ата, и знал, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, тоже их совершал. Однако твой народ очень религиозный, и когда они совершали обеденную молитву (зухр), то совершали добровольные молитвы между зухром и ‘асром. А когда совершали ‘аср, совершали добровольные молитвы между ‘асром и магърибом. И поэтому ‘Умар их бил, и поступал правильно!» ас-Сирадж в «аль-Муснад» 1/132. Иснад достоверный. См. «ас-Сильсиля ас-сахиха» 6/1013.

Также ас-Саиб рассказывал: «Однажды, когда ‘Умар был халифом, он увидел, как Зайд ибн Халид аль-Джухани совершает два рак’ата после ‘асра. Тогда ‘Умар подошел к нему и ударил его плетью, однако Зайд так и не перестал совершать эту молитву. Когда же он закончил молитву, он сказал: „Бей, о амир правоверных, я клянусь Аллахом, все равно никогда не оставлю совершение этой молитвы, после того, как я видел, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, совершал ее!“ ‘Умар сел к нему и сказал: „О Зайд ибн Халид! Если бы я не опасался того, что люди станут молиться вплоть до вечера, я не бил бы их за это!“» Ахмад, ат-Табарани. Хафиз аль-Хайсами назвал иснад хорошим. См. «Маджма’у-ззауаид» 2/223.

Таким образом, ‘Умар поступал так, чтобы перекрыть пути, ведущие к порицаемому и запретному поступку.

На основании сказанного следует, что совершение двух рак’атов добровольной молитвы непосредственно сразу после молитвы ‘аср, является установленной Сунной, которую совершал Пророк, мир ему и благословение Аллаха, многие сподвижники и их последователи (таби’ун). Сын Таууса рассказывал со слов своего отца: «Абу Айюб аль-Ансари всегда совершал два рак’ата после ‘асра до правления ‘Умара. Когда же халифом стал ‘Умар, Абу Айюб перестал их совершать. А после смерти ‘Умра он вновь стал их совершать, и когда его спросили об этом, он сказал: „Поистине, ‘Умар бил за совершение этой молитвы!“ И сын Таууса сказал: „И мой отец (Тауус) никогда не оставлял совершение этой молитвы!“» ‘Абдур-Раззакъ 2/334. Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным.

Совершение этих двух рак’атов передается от многих сподвижников, среди которых ‘Аиша, ‘Али ибн Абу Талиб, Абу ад-Дарда, Ибн ‘Умар, ‘Абдуллах ибн аз-Зубайир, Абу Айюб аль-Ансари, Зайд ибн Халид, Абу Бурда ибн Абу Муса и др. А также oт многих последователей (таби’ун), среди которых Са’ид ибн аль-Мусайиб, Абу Ша’са, Хамад ибн Саляма, ‘Амр ибн Маймун, аль-Асуад ибн Язид, Абу Уаиль и др., что приводят с достоверными иснадами Ибн Абу Шайба, ‘Абдур-Раззакъ и др. См. «аль-Мухалля» 2/272-283, «Шарх Сунан ан-Насаи» 7/365-372.

Таким образом, на основании всего изложенного становится ясно, что следует оживлять эту забытую Сунну, о которой многие мусульмане не имеют знания, а некоторые из них считают это даже нововведением.

Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, говорил: «Тот, кто оживит мою Сунну, которую умертвили люди после меня, получит награду подобную тем, кто будет совершать эту Сунну, что не уменьшит их собственной награды! А тот, кто внесет нововведение, которое будут совершать люди, понесет на себе бремя этого, что не уменьшит и бремени тех, кто совершал это нововведение!» Ибн Маджах 209, ат-Тирмизи 2677. Этот хадис имеет несколько путей передач, усиливающих друг друга. И его достоверность подтвердили имам Абу ‘Иса ат-Тирмизи, имам аль-Багъауи, шейх Ибн Хаджар аль-Хайтами и шейх аль-Альбани. См. «Джами’ ат-Тирмизи» 3/128, «Шарху-Ссунна» 1/198, «аз-Зауаджир» 1/98, «Сахих Сунан Ибн Маджах».

Уа-Ллаху а’лям!

Использованная литература

  • «Фатхуль-Бари шарх Сахих aль-Бухари» Ибн Хаджар аль-‘Аскъаляни.
  • «Шарх Сахих Муслим» Яхъя ибн Шараф ан-Науауи.
  • «‘Аунуль-Мабуд шарх Сунан Аби Дауд» Шамсуль-Хаккъ ‘Азым Абади.
  • «Тухфатуль-ахуази би шарх Джами’ ат-Тирмизи» Мухаммад аль-Мубаракфури.
  • «Шарх Сунан ан-Насаи» Мухаммад ибн Адам аль-Асьюби.
  • «Файдуль-Къадир шарх аль-Джами’ ас-сагъир» ‘Абдур-Рауф аль-Мунауи.
  • «Найлюль-аутар шарх Мунтакъиль-ахбар» Мухаммад аш-Шаукани.
  • «Сильсилятуль-ахадиси-ссахиха» Мухаммад Насыруддин аль-Альбани.
  • «Сахихуль-джами’и-ссагъир» Мухаммад Насыруддин аль-Альбани.
  • «Бyгъя аль-мутатау’ фи саляти-ттатауи’» Мухаммад ибн ‘Умар Базмуль.

Источник: К Исламу