О посте беременных и кормящих грудью женщин

02.05.2018

Обязаны ли женщины возмещать пост, пропущенный по причине беременности или кормления грудью?

Хвала Аллаху, Которого мы восхваляем и к Которому взываем о помощи и прощении. Мы ищем защиты у Аллаха от зла наших душ и дурных дел. Кого Аллах ведет по прямому пути, того никто не сможет ввести в заблуждение. А кого Он оставит, того никто не наставит на прямой путь. Мы свидетельствуем, что нет никого достойного поклонения, кроме Одного Аллаха, и свидетельствуем, что Мухаммад — раб Аллаха и посланник Его.

А затем:

В связи с разногласиями, существующими вокруг восполнения поста пропущенного по причине беременности или кормления грудью, многих мусульманок интересует вопрос, чем обязана беременная и кормящая грудью? Обязаны ли они поститься или нет, и необходимо ли им возмещать пост в том случае, если они его пропустили.

С соизволения Аллаха эти вопросы будут рассмотрены с приведением доводов всех сторон.

О том, что беременная и кормящая грудью могут при необходимости прервать пост

От Анаса ибн Малика сообщается, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Великий и Всемогущий Аллах освободил путников от поста и половины молитв, а беременных и кормящих грудью женщин освободил от поста». ат-Тирмизи 715, Абу Дауд 2408, ан-Насаи 2277. Достоверность хадиса подтвердили имам Абу ‘Иса ат-Тирмизи, имам Ибн Хузайма и шейх аль-Альбани.

Беременная и кормящая грудью могут не соблюдать пост в том случае, если испытывают опасение за себя, за плод, за пропажу или нехватку молока, и в этом нет разногласий среди ученых. Однако, если они способны поститься, не опасаясь за все вышеперечисленное, то им запрещено оставлять пост, ибо Всевышний Аллах говорит:

«А поститься лучше для вас, если бы вы только знали!» Сура «аль-Бакара», аят 184.

Ибрахим ан-Наха’и рассказывал: «Однажды одна женщина пришла к ‘Алькъаме и сказала: „Я беременна, но я в состоянии соблюдать пост, однако мой муж запрещает мне это“. Тогда ‘Алькъама сказал ей: „Повинуйся Аллаху и не слушайся своего мужа!“» ‘Абдур-Раззакъ № 7566.

Имам Ибн ‘Акъиль сказал: «Если беременная и кормящая грудью опасаются за плод или ребенка, то им не следует поститься, а если они не опасаются, то им запрещено не поститься!» См. «аль-Инсаф» 7/382.

Шейх Ибн ‘Усаймин сказал: «Не дозволено беременной и кормящей грудью не соблюдать пост, кроме как при необходимости!» См. «Фатауа ас-сыям» 161.

Таким образом, беременная и кормящая грудью могут не соблюдать пост лишь в случае опасения, а не просто по причине кормления или беременности, как это полагают многие.

Примечание: Если у беременной женщины происходит выкидыш в стадии формирования у плода различных частей тела, таких как голова или руки, то подобный случай рассматривается как ан-нифас (послеродовое кровотечение), и женщина не постится. Если же выкидыш произошел на ранних стадиях беременности (до восьмидесяти дней), то в отношении женщины применяются положения, связанные с истихадой (болезненное кровотечение), и она не должна оставлять свой пост. См. «Фатауа аль-Ляджна ад-даима» 10/224.

Возмещаются ли пропущенные дни поста по причине беременности и кормления грудью?

Относительно данного вопроса среди ученых существует пять известных мнений, правильным из которых является только одно, поскольку истина одна, а противоречивые разногласия не имеют к ней никакого отношения. Имам Малик говорил: «Клянусь Аллахом истина лишь одна и два противоречащих друг другу мнения, одновременно правильными быть не могут!» См. «Джами’уль-баяниль-‘ильм» 2/82.

Рассмотрим подробно мнения всех сторон:

Первое мнение состоит в том, что беременная и кормящая грудью обязаны возместить пост и кормить за каждый пропущенный день одного бедняка. Это было мнением Малика, аш-Шафи’и и Ахмада. См. «Тухфатуль-ахуази» 3/402. Однако некоторые шафи‘иты и ханбалиты считали, что если они не постятся, опасаясь за себя, то они должны просто возместить пропущенные дни поста, без кормления бедняка. См. «Сахих фикъху-Ссунна» 2/125.

Второе мнение состоит в том, что беременная только возмещает пропущенные дни поста, а кормящая грудью возмещает пост и кормит за каждый пропущенный день одного бедняка. Это одно из мнений имама Малика и многих шафи‘итов. См. «аль-Маджму’» 6/273.

Первые два мнения не имеют основы ни в Коране, ни в Сунне, ни в словах кого-либо из сподвижников. Имам Абу ‘Абдуллах аль-Маррузи говорил:»Мы не знаем никого, от кого бы достоверно передавалось необходимость объединять оба положения: кормление бедняка и возмещение поста, кроме имама Муджахида«. См. «аль-Истизкар» 3/364.

Третье мнение состоит в том, что беременная и кормящая грудью просто обязаны возместить пропущенные дни поста, не кормя бедняков. Это мнение Абу Ханифы, аль-Ауза’и, Суфьяна ас-Саури, Абу Саура и Абу ‘Убайда. См. «Бидаятуль-муджтахид» 1/446. Также этому мнению отдали предпочтение шейх Ибн Баз и Ибн ‘Усаймин.

Они говорят, что основа в шариате Всевышнего — это обязанность соблюдать пост для каждого мусульманина, и это имеет отношение также к беременным и кормящим грудью, поскольку нет для них никаких исключений. И в связи с этим они обязаны возместить пропущенные дни поста так же, как и любой, кто не соблюдал пост по уважительной шариатской причине.

Также их доводом являются следующие аналогии:

Хадис: «Великий и Всемогущий Аллах освободил путников от поста и половины молитв, а беременных и кормящих грудью женщин освободил от поста».

Они говорят, что беременная и кормящая упоминаются в хадисе наряду с путником, а путник обязан возместить пропущенный пост.

Также они сравнивают их с больным, поскольку больной не поститься из-за опасения за себя, но вместе с этим по выздоровлению обязан возместить пост.

Четвертое мнение состоит в том, что беременная и кормящая грудью не возмещают пост и не кормят бедняков. Это мнение имама Ибн Хазма, и ему отдал предпочтение шейх Хамад аль-Ансари. См. «аль-Мухалля» 6/263, «Тухфату ас-саиль ‘ан саум аль-мурды’ уаль-хамиль» 138.

Их мнение основывается на том, что в шариате Всевышнего Аллаха есть дозволенность на несоблюдение поста по причине кормления грудью или беременности, и нет никаких указаний ни в Коране, ни в Сунне на то, что они обязаны возмещать пост. Всевышний Аллах обязал возмещать пост только пяти категориям людей, а это: путник, больной, сознательно вызвавший рвоту, женщина у которой месячные или послеродовое кровотечение. Упомянув это, Ибн Хазм сказал: «Ни один человек не имеет права обязывать тем, на что не пришел текст из Корана или Сунны, или на что нет единогласного мнения (аль-иджма’)», после чего он прочитал следующий аят: «А тот, кто преступает ограничения Аллаха, тот поступает несправедливо по отношению к себе» Сура «ат-Талякъ», аят 1.

И пятое мнение состоит в том, что пропустившие пост беременная и кормящая грудью не обязаны его восполнением, а должны накормить за каждый пропущенный день одного бедняка. Это было мнением Ибн ‘Аббаса и Ибн ‘Умара, а также за ними в этом вопросе последовали Са’ид ибн аль-Мусайиб, Са’ид ибн Джубайр, Къатада, Къасим ибн Мухаммад, Исхакъ ибн Рахауайх, Сайд Сабикъ и аль-Альбани. См. «аль-Имам би ахками-ссыям» 300-301, «Сахих фикъху-Ссунна» 2/125.

Ибн ‘Аббас в отношении аята: «А тем, которые способны поститься с трудом, надлежит накормить бедняка» Сура «аль-Бакара», аят 184, сказал, что он отменен велением поститься, а затем добавил: «Установлено кормление одного бедняка за каждый пропущенный день для старика и старухи, которые не способны соблюдать пост, а также для беременной и кормящей грудью, которые опасаются (за детей)». аль-Байхакъи 4/230, Ибн аль-Джаруд 381. Достоверность подтвердили имам ан-Науауи, шейх Ахмад Шакир и шейх аль-Альбани.

Ибн ‘Аббас также говорил: «Если беременная опасается за себя, а кормящая грудью боится за своего ребенка, то они оставляют пост в месяце Рамадан и кормят за каждый пропущенный день одного бедняка, и они не должны возмещать свой пост». ат-Табари 2758 и др. Достоверность иснада подтвердили хафиз Ибн ‘Абдуль-Барр в «аль-Истизкар» 3/364, Ибн Хаджар в «аль-Маталибуль-‘алия» 1/258 и шейх аль-Альбани в «Ируауль-гъалиль» 4/19.

Также сообщается, что Ибн ‘Аббас сказал беременной женщине: «Ты из числа тех, которые могут поститься с трудом, поэтому на тебе кормление бедняка, а не возмещение». аль-Баззар 1/365. Имам ад-Даракъутни и хафиз Ибн Хаджар подтвердили достоверность.

Также сообщается, что однажды Ибн ‘Умар, увидев, что его беременной жене трудно поститься, сказал ей: «Оставь пост, так как ты из числа тех, кто не может соблюдать его. Поэтому корми за каждый день бедняка и не возмещай свой пост». Нафи’ рассказывал, что то же самое Ибн ‘Умар повелел и своей беременной дочери. ад-Даракъутни 2/207/10. Достоверность иснада подтвердили имам ад-Даракъутни и шейх аль-Альбани. См. «Ируауль-гъалиль» 4/20.

Так же говорили такие известные имамы из числа последователей (таби’ун), как Са’ид ибн Джубайр и Къатада: «Не постится беременная, которая опасается за свое дитя и не постится кормящая грудью, которая опасается за свое дитя. Они должны за каждый пропущенный день кормить бедняка, и они не обязаны возмещать пост». ‘Абдур-Раззакъ 7555, 7556.

Вывод

Как мы видим, из пяти упомянутых мнений самым сильным и наиболее аргументированным является пятое мнение, заключающееся в том, что беременная и кормящая грудью не должны возмещать пост, а должны кормить за каждый пропущенный день одного бедняка.

Это мнение является самым сильным по следующим причинам:

  • Во-первых, оно является мнением сподвижников Пророка, мир ему и благословение Аллаха, которые были свидетелями ниспослания Корана и которые лучше других знали о его значении. Среди этих сподвижников Ибн ‘Аббас, о котором Ибн Мас’уд говорил: «Самый лучший толкователь Корана — это Ибн ‘Аббас!» ат-Табари 1/89. Иснад достоверный.
  • Во-вторых, в приведенных словах Ибн ‘Аббаса: «установлено», содержится указание на то, что это не его личное мнение или понимание Корана, а что это он знал из Сунны Пророка, мир ему и благословение Аллаха, поскольку сподвижники в религии ничего не устанавливали. См. «Ируауль-гъалиль» 4/38.
  • В-третьих, то, что кто-либо из сподвижников толкует аят и говорит о причине его ниспослания и его отмене, указывает на то, что это является установлением шариата, а не его личным мнением, и в науке хадисоведения этот принцип хорошо известен. См. «Тадриб ар-рауи» 1/192, «‘Улюмуль-хадис» 1/24.
  • В-четвертых, даже если это мнение основывается на мнении Ибн ‘Умара и Ибн ‘Аббаса, то их мнение больше заслуживает того, чтобы ему следовать. Тем более что нет достоверных сообщений, чтобы хоть один сподвижник им в этом противоречил, а ставить в противоречие сподвижникам чье-либо мнение, кроме Пророка, мир ему и благословение Аллаха, не дозволено! Все имамы ахлю-Сунна, включая и четырех имамов, считают, что если среди сподвижников было по какому-либо вопросу два мнения, то никому не дозволено вводить по данному вопросу третье мнение. Так же как если сподвижники объединились в одном вопросе, не дозволено идти им в противоречие. См. «ар-Рисаля» 595, «аль-Ихкам» 4/561, «аль-Усуль» 1/318.

Однажды Са’ида ибн аль-Мусайиба спросили о его мнении в каком-то вопросе, и он сказал: «В этом вопросе разногласили сподвижники посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, и моему мнению не должно быть места среди них!» Ибн ‘Абдуль-Барр в «Джами’уль-баяниль-‘ильм» 1423.

Также следует отметить, что если слова или поступок сподвижника не является следствием его иджтихада и неизвестно, чтобы кто-либо из других сподвижников ему возразил, то это является шариатским доводом, который необходимо принять, и именуется как иджма’у сукути! Относительно этого правила все последователи (таби’ун) и имамы были единогласны, кроме тех, кто отклонился от истины, как аш’ариты, му’тазилиты, философы и некоторые крайние ханафиты. См. «аль-Ихкам» 4/120, «ат-Тахсыль» 2/319.

Имам Абу Ханифа говорил: «Если я скажу то, что противоречит Книге Аллаха, то оставьте мои слова и следуйте Книге Аллаха». Его спросили: «А если они противоречат высказыванию посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха?» Он сказал: «Оставьте мои слова и следуйте хадису посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха». Его опять спросили: «А если они противоречат высказываниям его сподвижников?» Он ответил: «Оставьте мои слова и следуйте высказываниям сподвижников». См. «аль-Мадхаль иля-Ссунаниль-кубра» 203-204, имама аль-Байхакъи и «Фатхуль-Маджид» 241.

Ибн Мас’уд говорил: «Не подражай слепо в своей религии людям, но если тебе придется это делать, то подражай умершим (т.е. сподвижникам), а не живым!» аль-Хатыб 1/438, аль-Лялякаи 131. Иснад хороший.

Разъяснение некоторых сомнений

Ответ на третье мнение и аналогию в сравнении беременной и кормящей грудью с путником или больным: Во-первых, на возмещение поста путниками и больными указывает сам Аллах, сказавший:

«А тот, кто болен или находится в пути, то пусть поститься число других дней» Сура «аль-Бакара», аят 185.

Однако на то, что кормящая грудью и беременная обязаны возместить свой пост, нет никаких указаний ни в Коране, ни в Сунне.

Во-вторых, что касается доказательства того, что в хадисе беременные и кормящие упоминаются наряду с путником и аналогия на то, что исходя из этого, им следует возмещать свой пост, то правильность этой аналогии сомнительна. Смысл того, что в этом хадисе беременная и кормящая упоминаются наряду с путником в том, что эти категории людей освобождаются от поста. Но даже если из этого хадиса провести аналогию между путником с одной стороны и беременной или кормящей грудью с другой, то можно сказать: Ведь путник, который сокращает в пути молитву, совершая их по два рак’ата, не обязан по возвращении восстанавливать эти сокращенные молитвы. Точно также можно сказать, что упоминание путника в одном хадисе с беременной и кормящей грудью не указывает на то, что они обязаны возмещать свой пост. См. «Ахкаму-нниса» 37, «Сахих фикъху-Ссунна» 2/125.

Ответ на четвертое мнение, что беременным и кормящим грудью не следует ни возмещать пост, ни кормить бедняка состоит в том, что это мнение можно было бы принять в случае отсутствия противоречащих ему указаний от сподвижников. То, что они передают о кормлении бедняка и не возмещении поста беременными и кормящими грудью не просто их мнение, а имеет положение «марфу’», т.е. то, что передается от самого Пророка, мир ему и благословение Аллаха.

Далее, некоторые ученые посчитали, что Ибн ‘Аббас пошел в противоречие остальным сподвижникам, посчитав, что аят: «А тем, которые способны поститься с трудом, надлежит накормить бедняка» Сура «аль-Бакара, аят 184, не является отмененным.

Дело в том, что когда Всевышний Аллах вменил мусульманам в обязанность пост, Он разрешил им либо поститься, либо кормить за каждый пропущенный день одного бедняка, сказав: «А тем, которые способны поститься с трудом, надлежит накормить бедняка».

Пост был непривычен для мусульман и поэтому Милосердный Аллах вместо категоричного повеления, дал выбор Своим рабам между соблюдением поста и кормлением бедняка. Впоследствии Аллах обязал постом каждого, кто способен поститься, сказав: «А поститься лучше для вас, если бы вы только знали!», и сказав: «Тот из вас, кого застанет этот месяц, должен поститься» Сура «аль-Бакара», аяты 184 и 185.

История об этом передается в хадисах от многих сподвижников, среди которых Ибн ‘Умар, Му’аз и Зайд ибн Аслям. См. «Сыфату-ссаум ан-наби» 82.

Однако дело в том, что и Ибн ‘Аббасу было известно об отмене этого аята, как мы уже упоминали это. Он говорил: «Что касается веления кормить бедняка, то оно было отменено аятом: „Тот из вас, кого застанет этот месяц, должен поститься“Сура «аль-Бакара», аят 185. Однако установлено для старика и старухи, которые не способны соблюдать пост, а также для беременной и кормящей грудью, которые опасаются (за детей), кормление одного бедняка за каждый пропущенный день». аль-Байхакъи 4/230, Ибн аль-Джаруд 381. Достоверность подтвердили имам ан-Науауи, шейх Ахмад Шакир и шейх аль-Альбани.

Таким образом нам стало ясно, что между Ибн ‘Аббасом и другими сподвижниками не было никаких разногласий относительно отмены аята о кормлении бедняка, и видим, что ему было известно об этом как и другим, однако вместе с этим он указывает на исключение из общего положения, а именно в отношении каких категорий людей этот аят не отменен.

Также это подкрепляется хадисом Му’аза ибн Джабаля, который рассказывал: «Что касается поста, то когда посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, прибыл в Медину, он постился по три дня каждый месяц и в день ‘Ашура. Затем Аллах вменил ему в обязанность пост Рамадана, сказав: „О те, которые уверовали! Предписан вам пост, подобно тому, как он был предписан тем, кто был до вас“ Сура «аль-Бакара», аят 183. Затем Аллах ниспослал другой аят: „В месяц Рамадан был ниспослан Коран как верное руководство для людей, ясные доказательства верного руководства и различение. Тот из вас, кого застанет этот месяц, должен поститься“ Сура «аль-Бакара», аят 185. И Аллах утвердил пост для здорового человека и сделал облегчение для больного и путника. И Он также установил кормление бедняка для старого человека, который неспособен соблюдать пост». Абу Дауд 507, Ахмад 5/246. Хадис достоверный. См. «Ируауль-гъалиль» 4/20.

Мы видим, что Му’аз также делает исключением старого человека из общего веления поститься. А в том, что неспособный поститься старый человек не соблюдает пост, а кормит за каждый день одного бедняка, нет никаких разногласий среди ученых. То же самое можно отнести к беременным и кормящим грудью, поскольку об их исключении из общего положения говорил Ибн ‘Аббас. Также и Ибн ‘Умар, от которого передается сообщение об отмене этого аята, говорит о том, что беременные и кормящие грудью должны кормить бедняка, а не возмещать пост.

Исходя из этих сообщений сподвижников, мы видим, что аяты о кормлении бедняка отменены, однако они не отменены в отношении старого человека, которому тяжело поститься, беременной, а также кормящей грудью женщины. Сообщения от сподвижников об отмене аята дозволяющего замену поста кормлением бедняка являются обобщенными, а сообщения о старом человеке, беременной и кормящей грудью конкретизируют и делают исключение из обобщенного веления. Имам аль-Къуртуби сказал: «Достоверно передается от Ибн ‘Аббаса, что этот аят (о кормлении бедняка) не отменен в отношении упомянутых категорий людей (старого человека, беременной и кормящей грудью). И первое мнение, что этот аят отменен, тоже правильное. Однако речь тут идет об отмене аята, в котором есть исключение». См. «Тафсир аль-Къуртуби» 2/126.

Подобное исключение из общего повеления не мог сделать никто из сподвижников, кроме как опираясь на Сунну, и это правило хорошо известно в шариате. См. «аль-И’лям» 1/35, «аль-Мууафакъат» 3/118.

Как Ибн ‘Умар и Ибн ‘Аббас могли говорить беременным или кормящим грудью: «Вы из числа тех, „которые способны поститься с трудом“», тогда как они, как и другие сподвижники знали об отмене этого аята?! Только в том случае, если в Сунне пришло исключение для беременных или кормящих грудью так же, как и для старого человека, которому трудно поститься.

Также одним из сомнений относительно данного вопроса являются слова ученых, заявляющих о том, что среди сподвижников было разногласие по этому вопросу. При этом они опираются на слова имама аль-Джасаса, который в своем Тафсире сказал: «Саляфы разошлись в этом вопросе на три мнения. ‘Али сказал: „Беременная и кормящая грудью обязаны возместить пост и им не следует кормить бедняка“. Ибн ‘Аббас сказал: „Они не должны возмещать, а должны кормить бедняка“. Ибн ‘Умар сказал: „Они должны и кормить бедняка, и возмещать пост“».

Однако имам не упомянул иснад (цепочку передатчиков) этих сообщений. Есть сообщения с иснадом, что Ибн ‘Умар считал, что беременная и кормящая грудью должны и возмещать пост, и кормить бедняка, однако эти иснады недостоверны от него. Достоверно же от него передается то, что они не должны возмещать, а должны кормить за каждый пропущенный день одного бедняка. См. «аль-Истизкар» 3/365.

А сообщений от ‘Али с иснадом вообще отсутствуют. Но даже если сообщение от ‘Али: «Беременная и кормящая обязаны возместить пост и им не следует кормить бедняка» и было бы достоверным, ему не может отдаваться предпочтение перед сообщением Ибн ‘Аббаса, которое имеет положение марфу’ и словам: «Установлено»!

На самом же деле достоверно неизвестно, чтобы вообще кто-либо из сподвижников противоречил Ибн ‘Аббасу и Ибн ‘Умару в этом вопросе, о чем сообщил имам Ибн Къудама. См. «аль-Мугъни» 3/21.

Подытоживая все вышесказанное, следует еще раз отметить, что сообщения от Ибн ‘Аббаса и Ибн ‘Умара по поводу поста беременной или кормящей грудью имеют положение марфу’ (то, что передается от Пророка, мир ему и благословение Аллаха. И среди ученых мухаддисов нет разногласий, что подобные достоверные сообщения от сподвижников, которые, толкуя Коран, указывают на исключение из общего, не являются их личным мнением. Нет никаких сомнений в том, что этим доводам не могут равнозначно противостоять ни аналогия, ни слова ученых опирающихся на иджтихад.

Это мнение является самым аргументированным и справедливым из всех существующих.

Чем следует кормить бедняка?

Старый человек, беременная и кормящая грудью одинаковы в отношении кормления бедняка. Они должны накормить за каждый пропущенный ими день поста одного бедняка половиной са’ или одним муддом еды, что примерно соответствует 1,5 кг.

Ибн ‘Аббас сказал: «Когда старый человек не может соблюдать пост, он кормит бедняка за каждый день одним муддом еды», в другой версии сказано: «Кормит половиной са’ пшеницы». ад-Даракъутни 1/249, имам ад-Даракъутни и аль-Альбани подтвердили достоверность. См. «Ируауль-гъалиль» 4/18.

От Малика сообщается, что Нафи’ передал от Ибн ‘Умара , который на вопрос поста беременной, которая опасается за своего ребенка, сказал:»Она не постится и кормит за каждый день бедняка одним муддом пшеницы«. аль-Байхакъи 4/230. Иснад достоверный.

Сообщается, что «когда Анас ибн Малик состарился и не мог соблюдать пост, он приготовил сарид, созвал тридцать бедняков и накормил их всех». ад-Даракъутни 2/207. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность иснада.

Имам аль-Бухари сказал: «Если старый человек неспособен поститься, то он кормит бедняка, как это делал Анас, который, после того как состарился, за каждый день кормил бедняка мясом и хлебом». См. «Сахих аль-Бухари» 2/345.

Таким образом, можно кормить и раздавать беднякам любую еду.

Также можно давать одному и тому же бедняку еду, которая является искуплением как за один, так и за более количество дней. Кормить бедняков или раздать еду можно как в начале месяца Рамадана, так и в середине или в конце. См. «Фатауа Ибн Баз» 15/203.

Если же человек не имеет возможности кормить бедняка, то с него снимается эта обязанность. Имам Ибн Къудама говорил: «Если старик или старуха не могут кормить бедняка, то им ничего не следует делать, ибо „Аллах не возлагает на человека сверх его возможностей“ Сура «аль-Бакара», аят 286». См. «аль-Мугъни» 4/396.

То же самое относится и к беременным, и кормящим грудью, которые не имеют возможности накормить бедняка за пропущенный пост.

Не дозволено выплачивать деньги вместо еды!

Это положение подобно закяту аль-Фитр, который необходимо выплачивать именно продовольствием. Шейх Салих аль-Фаузан говорил: «Следует кормить бедняка половиной са’ еды, которую употребляют в данной местности, а половина са’ — это приблизительно полтора килограмма. Бедняка следует кормить именно едой, а не выплачивать деньги, поскольку Всевышний Аллах сказал: „А тем, которые способны поститься с трудом, следует в искупление накормить бедняка“ Сура «аль-Бакара», аят 184. И текст Корана указывает именно на еду!» См. «аль-Фатауа аль-Фаузан» 3/140.

И в заключение воздаем хвалу Аллаху — Господу миров!

Источник: К Исламу