Полезные средства для достижения счастливой жизни. Часть 3-я

30.03.2018

Продолжение книги «Полезные средства для достижения счастливой жизни», автором которой является ’Абд ар-Рахман ас-Са’ади, да смилуется над ним Аллах, с комментариями шейха Салиха ас-Сухейми, да хранит его Аллах.

Прочитать первую и вторую части.

Глава 5: ПОМИНАНИЕ АЛЛАХА

Действенным способом достижения умиротворения является частое поминание Аллаха. Поистине поминание Аллаха обладает удивительным воздействием на душу, приносит ей покой и радость, а также избавляет ее от беспокойств, тревог и печалей.

Всевышний Аллах сказал:

«Поистине, только в поминании Аллаха находят успокоение сердца» (Коран; сура 13, аят 28).

Такое великое влияние на душу поминание Аллаха несет само по себе из-за особого свойства, которым оно наделено, а также, потому что поминание содержит надежду на вознаграждение и награду Всевышнего.

Комментарии:

“Благословенный и Возвышенный Аллах для часто поминающих Его мужчин и женщин, уготовил великую награду. Но помимо этого, поминание Аллаха является защитой от шайтана, снадобьем для ран, бальзамом для сердец. Поминание Аллаха оберегает язык от дурных и греховных речей, облагораживает души и содержит множество других польз, которых невозможно передать словами.

Благословенный и Возвышенный Аллах сказал:

«Поистине, только в поминании Аллаха находят успокоение сердца» (Коран; сура 13, аят 28).

Мусульманин, постоянно занятый поминанием Аллаха находит утешение, в сердце у него спокойствие, а на душе умиротворение. При упоминании Аллаха его охватывает радость и довольство. Также поминание Возвышенного и Пречистого Аллаха — самое лучшее и целительное лечение всех видов сердечных и телесных болезней”

Глава 6: РАССКАЗ О ЯВНЫХ И ТАЙНЫХ БЛАГОДЕЯНИЯХ АЛЛАХА

Поистине, когда раб Аллаха вспоминает о бесчисленных благах Всевышнего и рассказывает о них, печаль и грусть рассеиваются, и он переполняется чувством благодарности. Даже если человек в нищете, или страдает какой-то болезнью, или испытан нечто иным, ему достаточно сопоставить безграничные милости Аллаха и Его неисчислимые щедроты с тем, что его постигло, и станет очевидным, что несчастья, выпавшие на его долю, никак не сравнятся с тем, что ему даровано Всевышним. Более того, если раб смирится перед Господом, проявит терпение и довольство, то это не только облегчит тяготы, но и обеспечит ему великую награду за проявление терпения. И тогда горечь превратиться в сладость, ибо сладость награды стирает горечь терпения.

Комментарии:

“Целью рассказов об оказанных милостях является не кичливость и хвастовство перед людьми, а старание проявить благодарность Аллаху за щедрые дары и великие блага, напомнить себе о них и заново прочувствовать их. Благодарность одна из причин сохранения и постоянства благ, а неблагодарность ведет человека к страданиям и тяжелым последствиям.

Аллах Всевышний сказал:

«Если вы будете благодарными (за дарованные Мной блага), то Я непременно одарю вас еще большим» (Коран; сура 14, аят 7).

Блага, дары и щедроты Аллаха (Пречист Он и Возвышен), которыми Он нас одарил, велики и неисчислимы, и за них каждая клетка в человеке должна благодарить Всевышнего. Взять хотя бы здоровье: зрение, слух, обоняние, чувства вкуса и осязания и т.п. А прежде всякой вещи то, что Он даровал тебе Ислам, посредством которого спас тебя, вывив из мрака невежества и неверия к свету истины и веры, из заблуждения к прямому пути, из слепоты к прозрению, из зла к добру. Одно это уже величайшая милость, за которую мы обязаны благодарить Всеблагого и Возвышенного Аллаха.

«Хвала Аллаху, Который привел нас к этому! Мы не последовали бы прямым путем, если бы Аллах не наставил нас» (Коран; сура 7, аят 43).

Осознание и ощущение милостей, которые оказал тебе Аллах, ослабляет степень влияния бед, несчастий, нехваток и прочих жизненных потерь. Посему благодари Аллаха за дарованные тебе блага и щедроты, и не будь из числа неблагодарных. Пусть мирские блага, которыми ты наделен, будут помогать тебе снискивать благоволения Аллаха, а бренная жизнь будет местом для запаса праведными деяниями для Вечной жизни, ну а лучшее из запасов – это богобоязненность. И так, пока ты не предстанешь перед Аллахом, а Он будет доволен тобой”

Глава 7: ВСЕГДА СМОТРЕТЬ НА ТЕХ ЛЮДЕЙ, УДЕЛ КОТОРЫХ МЕНЬШЕ

Одним из самых полезных и самых действенных средств достижения счастья, является метод, который нам заповедовал пророк, мир ему и благословение Аллаха: «Смотрите на тех, кто ниже вас, и не смотрите на тех, кто выше вас. Это поможет вам не умалять те милости Аллаха, которыми Он вас облагодетельствовал» аль-Бухари №6490, Муслим №2963.

Если верующий воспитает в себе такой взгляд на мир, то увидит, что он очень многих превосходит в своем благополучии и пропитании, в каком бы он затруднительном положении ни пребывал. Это является верным способом устранения печали и скорби, а также обретения удовольствия и радости милостям Аллаха, в которых он превосходит остальных, не обладающих этими милостями. Поэтому размышление над явными и скрытыми благами Аллаха в религиозных и мирских делах, помогает узреть, что Господь даровал человеку множества благ и уберег его от различных бед. Нет сомнения, что осознание этого устраняет печаль, вселяет радость и веселье.

Комментарии:

“Эти слова продолжение того, о чем говорилось ранее. О важности и необходимости искреннего признания милостей и щедрот Всевышнего Аллаха. О необходимости восхваления Аллаха, проявления усердия в делах, приближающих к Всеблагому и Возвышенному Аллаху, будучи преисполненным благодарностью Ему за все блага и щедроты. А воплотить все это можно лишь действуя сообразно хадису, который привел шейх, да смилуется над ним Всевышний Аллах.

Человек должен смотреть на того, кто ниже его, и не смотреть на того, кто выше. А если же он станет смотреть только на тех, кто выше его, то окажется в убытке. У него появится зависть, злоба, ненависть к людям, неприязнь ко всему, и даже обида и недовольство распределением милостей Творца (Пречист Он и Возвышен).

И совсем противоположное состояние у человека, который смотрит на тех, кто ниже его в благополучии, пропитании, здравии и жизненном благоустройстве. Видя тех, кто находится в худшем положении, человек осознает, что Аллах оказал ему великую милость, и даровал многочисленные блага и щедроты. Он начинает ценить эти блага, становится довольным ими, вследствие чего начинает благодарить Всевышнего. Тогда его сердце успокаивается, душа становится светлой, а мрачное, подавленное состояние исчезает.

Мусульманин всегда доволен решением и предопределением Аллаха, и когда дело касается мирских благ, он смотрит на тех, кто ниже его, и не смотрит на тех, кто выше. Таковы чувства и поведение истинного верующего, убежденного в то, что предопределенное ему Аллахом он получит, желает этого или нет, усердствовал для получения этого или нет, стремился к нему или нет. Он знает, что не покинет этот мир, пока полностью не получит предписанный ему удел и не проживет срок, который ему был предопределен. Но это ни в коем случае не отменяет необходимость принятия мер и использования соответствующих причин, ибо каждому будет облегчено совершение того, ради чего он был создан. Счастливым будет облегчено совершение дел счастливых, а несчастным будет облегчено совершение дел злосчастных.

Мы же молим Аллаха об избавлении и благополучии!”

Глава 8: СТРЕМИТЬСЯ К УСТРАНЕНИЮ ТОГО, ЧТО ВЫЗЫВАЕТ БЕСПОКОЙСТВО, И ДОСТИЖЕНИЮ ТОГО, ЧТО ПРИНОСИТ РАДОСТЬ

Из средств достижения радости и развеяния тревоги и печали – устранение причин, влекущих тревогу и печаль, и наоборот, принятие мер, приводящих к радости. И тут самым действенным является:

  • забвение пережитых невзгод, которые нельзя возвратить и что-либо изменить.
  • осознание того, что постоянные мысли о прошлом это напрасное, пустое и бесполезное занятие, доводящее до помешательства.
  • борьба со своим сердцем, дабы не думать о прошедших потрясениях.

Человек также должен бороться со своим сердцем, если испытывает страх перед будущим, вызванный ожиданием бедности, проблем и несчастия. Он должен понять, что никому неизвестно, каким будет будущее, какое благо или зло его ожидает. Но каким бы оно ни было, все лишь в руках Могущественного и Мудрого, и сам человек не распоряжается ничем из этого. Все что ему под силу, это стремиться к благу, отвращать от себя вредоносное и предпринимать для этого все надлежащие меры.

Если верующий оставит переживания за свое будущее, и станет уповать на своего Господа, что Он приведет в порядок его будущее, и доверится Ему в этом, то душа его успокоится, и дела его придут в порядок, исчезнут печаль и тревоги.

Комментарии:

“Одна из весьма важных причин, позволяющих избавиться от тревог и печали – это забыть о прошлом, не думать о нем, а также не переживать за будущее. Необходимо предоставлять все Аллаху (Пречист Он и Возвышен), используя причины, приводящие к благому, полезному и отражающие зло и все плохое.

Суть в том, чтобы ты не терзал себя переживаниями за прошлое и будущее, не доводил себя до того, что ты готов разорваться изнутри. Напротив, забудь прошлое, будто ничего и не было, а будущее свое вручи Аллаху (Пречист Он и Возвышен), и при этом используй все дозволенные причины для достижения своей цели. Ведь как сказал пророк, мир ему и благословение Аллаха: «Если вы будете уповать на Аллаха должным образом, то непременно будете наделены уделом, подобно птице, которая ранним утром улетает с пустым животом, а возвращается в конце дня с полным» Хадис достоверный, см. «Сахих ат-Тирмизи» №2344”

Глава 9: ОБРАЩЕНИЕ К АЛЛАХУ С МОЛЬБОЙ О БЛАГОПОЛУЧИИ В РЕЛИГИОЗНЫХ И МИРСКИХ ДЕЛАХ

К наиболее действенным средствам достижения спокойствия за будущее является мольба, которую пророк, мир ему и благословение Аллаха, часто произносил:

اللَّهُمَّ أَصْلِحْ لِي دِينِي الَّذِي هُوَ عِصْمَةُ أَمْرِي وَ أَصْلِحْ لِي دُنْيَايَ الَّتِي فِيهَا مَعَاشِي وَ أَصْلِحْ لِي آخِرَتِي الَّتِي فِيهَا مَعَادِي وَ اجْعَلِ الْحَيَاةَ زِيَادَةً لِي فِي كُلِّ خَيْرٍ وَ اجْعَلِ الْمَوْتَ رَاحَةً لِي مِنْ كُلِّ شَرٍّ

«О Аллах, приведи в порядок мою религию, которая служит мне защитой [во всех] моих делах, и приведи в порядок мои дела в мире этом, в котором я живу, и приведи в порядок то, что ждёт меня в мире вечном, куда я вернусь, и сделай так, чтобы жизнь [только] добавляла мне всякого блага, и сделай для меня смерть отдохновением от всякого зла!» Муслим №2720.

А также:

اللهُمَّ رَحْمَتَكَ أرجُو فَلا تَكِلْنِى إلى نَفْسى طَرْفَةَ عَيْنٍ وأصْلِحْ لى شَأنى كُلَّهُ لا إله إلا أنْتَ

«О Аллах! Я надеюсь на милость Твою, не доверяй меня душе моей даже на мгновение ока, и приведи в порядок все дела мои, нет божества, достойного поклонения, кроме Тебя!» Хадис достоверный, см. «Сахих аль-Джами’» №3388.

В этой мольбе заложено благополучие земной жизни и мира вечного. И если для раба станет обыкновением настойчивое обращение к Аллаху с этими словами, с присутствием сердца, искренним намерением, и делать все возможное для достижения своей цели, тогда Аллах реализует то, что он просил, на что надеялся и для чего трудился, и заменит его печаль на радость.

Комментарии:

“В предыдущем пункте автор указал на то, что верующий не должен обращать внимания на прошлое, и на его худшие моменты. Напротив, он должен заниматься насущными делами, продолжая повиноваться Аллаху, стараясь приблизиться к Нему теми делами, которыми Он доволен, и самому быть довольным тем, чем его наделил Аллах и, тем, что ему было предопределено.

А после, в этом пункте, автор упомянул великую мольбу. Она состоит из немногих слов, но содержит в себе столь много смысла и пользы. И надлежащим для мусульманина поведением является обращение с этой мольбой к Всевышнему о своем будущем, а не сидеть охваченным страхом, переживанием, обуреваемым чувством разочарования и т.п.

В мольбе говорится: «О Аллах, приведи в порядок мою религию, которая служит мне защитой [во всех] моих делах»
Порядок в религии — самое важное в жизни человека, и клянусь Аллахом, не будет порядка в мирской жизни, если нет порядка в религии. Когда религия приходит в расстройство, в расстройство приходит и мирская жизнь, а с порядком в религии наступает порядок и в мирской жизни.

«О Аллах, приведи в порядок мою религию»
То есть, с этого момента и до встречи с Аллахом (Пречист Он и Возвышен).

«… которая служит мне защитой [во всех] моих делах»
Посредством религии Аллах защищает человека от ошибок и грехов, если он твердо держится своей религии, ухватившись за нее коренными зубами.

«… и приведи в порядок мои дела в мире этом, в котором я живу»
Пророк, мир ему и благословение Аллаха, также попросил привести в порядок его мирские дела. Однако сначала он, мир ему и благословение Аллаха, попросил упорядочить его религию, а это свидетельствует о том, что порядок в мирской жизни проистекает из порядка в религии.

«… в котором я живу» и использую для повиновения Аллаху.

И вторая мольба, которую привел шейх, да смилуется над ним Аллах:

«О Аллах! Я надеюсь на милость Твою», которая будет сопровождать меня с этого момента до встречи с Тобой.

«… не доверяй меня душе моей даже на мгновение ока», ибо человек, которого Аллах доверил собственной душе пребывает в самом наихудшем положении и он потерпел очевидный убыток.

Мы должны заучивать наизусть подобные благословенные мольбы, и смиренно взывать ими к Пречистому и Всевышнему Аллаху. Поистине, это путь к вечному счастью, и от степени небрежности к нему зависит степень постигаемых беспокойств, страха, смятения, уровень потери личности и подчинения ложным чувствам и т.п.”

Продолжение следует...