Порхай, как бабочка. Жаль, как пчела. Мнение о фильме «Бои без правил»

Оригинальное название: A Prayer Before Dawn
Жанр: Драма, Спорт, Криминал, Биография
Год выхода: 2018
Режиссер: Жан-Стефан Совер
В ролях: Джо Коул, Витхая Пансрингарм, Николас Шейк, Билли Мур, Паня Йиммумрхай, Сомлок Камсин, Порнчанок Мабкланг, Сура Сирмалай, Сакда Ниамхом, Комсан Полсан

Билли Мур — боец в подпольных соревнованиях по тайскому боксу и, по совместительству, наркоман. Однажды к нему в квартиру вламываются представители силовых структур, после чего герой отправляется отбывать наказание в тайскую тюрьму.

Я бы не обратил внимание на эту картину, не будь сериала «Острые Козырьки». Джо Коул — один из самых перспективных молодых актёров (он уже номинант на премию BAFTA за свою роль в «Чёрном Зеркале») британской школы, которая подарила нам целую плеяду талантливейших артистов театра и кино. И если бы не его имя на афише — я бы попросту прошёл мимо.

Но звёзды сложились удачно, и я имею честь немного порассуждать о «Боях без правил» — довольно тяжёлом фильме о непростой судьбе человека, а также о том, что отчаяние не поможет тебе преодолеть и превозмочь. Жан-Стефан Совер снял фильм, в котором у него получилось объединить каноническую традицию спортивной драмы и собственное чувство правильного — где, собственно, действовал скорее от обратного, избегая жанровых клише, чтобы придать работе индивидуальность. В итоге получилась почти документальная лента (если вы смотрели фильмы о тюрьмах от National Geographic, то сможете легко провести параллели), в которой герой, единственный европеец на всю колонию, окружен практически полностью татуированными заключёнными, которые разговаривают на непонятном языке, лишь изредка переходя на английский. Его встречают недружелюбные соседи по бараку и недружелюбные условия — отбывающие свои сроки спят огромной толпой на полу, едят непонятно что, а основной валютой у них являются сигареты, которые они ставят в импровизированном тотализаторе. И это самое малое, что ждёт Билли в тюрьме.

Фильм наполнен несколькими очень сильными сценами — изнасилование слабого несколькими заключенными, ломки героя из-за отсутствия наркотиков, конфликты с другими заключёнными и охранниками, которые закаляют Биллии дают понять каждому, что он способен постоять за себя и выжить в этих условиях. Но в то же время сам он боится, потому что понимает, что он в этом неизвестном ему мире совсем один. И вот в этой конкретной точке к нему приходит осознание того, насколько сильно он хочет жить. Того, что он готов бороться. Джо Коул настолько естественно воплотил этот образ неуравновешенного, но ранимого внутри человека, который приходит к внутреннему спокойствию, что трудно представить кого-то другого в этой роли. Мы видели плохие и хорошие драмы о боевых искусствах, да и в целом о спорте — и фильм «Бои без правил», на мой взгляд, занимает в этом списке достойное место.

К слову о драках — о них стоит поговорить отдельно. Бои и тренировки здесь используются для нескольких целей. Первая, но не главная — создание динамики ленты, в которой одновременно происходит многое и почти ничего. Сняты поединки очень грамотно и стильно — длинными планами, камера всегда перемещается, показывая зрителю разные точки зрения. Каждый удар ощущается, ты веришь, что бойцы на самом деле чувствуют огромное напряжение. При этом режиссёр не делает на драках основной акцент — они нужны для раскрытия персонажа и скорее используются как метафоры преодоления себя в экстремальной ситуации. Один из боёв нам показывают только с четвёртого раунда, сознательно опуская первые три как и предысторию самого Билли, или, например, предпосылки задержания героя полицией. Вместо коротких нарезок лучших моментов из начала боя нам просто показывают раунд целиком — большего зрителю и не нужно.

И венчают идею фильма, конечно же, несколько финальных сцен, которые показывают «перерождение» персонажа. Здесь он принимает очень тяжелое, но при этом единственное правильное решение, и это делает картину не похожей на остальные. «Бои без правил» — скорее фестивальное кино, и мне очень приятно, что такие ленты попадают в отечественный прокат.

Читать другие материалы

Предыдущий материал о кино: Круглый Стол: «Хищник»