Невероятная Клео

31.03.2018

Икона стиля 1900-х годов Клео де Мерод. Невероятная красавица, покорительница мужчин она прожила бурную и очень интересную жизнь. Главной любовью всей ее жизни были балет и мужчины. И любовь эта была взаимной. 

Родилась Клеопатра Диана де Мерод 27 сентября 1875 года в знатной, но обедневшей дворянской семье ван Мерод. Несмотря на принадлежность к аристократии, её отец - Карл Фрейхерр фон Мерод -стал профессиональным художником, а сама Клео - танцовщицей. Родители ласково называли ее Лулу. 

В 7 лет она начала занятия в балетной труппе Парижской оперы, а  в 11  дебютировала на сцене. В 13   начала танцевать в балете  "Choryhée". Именно для него она и начала делать прическу  бандо (разделенные пробором,  расходящимися ото лба как лучи, волосы закрывающие уши и краешек щек), которая впоследствии стала ее визитной карточкой. Эта прическа породила массу слухов. Лично я слышала три версии того, что было не так с ушками Клео. По первой версии у красавицы была отрезана мочка уха, по второй, часть уха отстрелил ревнивый любовник (целился в сердце, но промахнулся), по третьей ухо имела скрюченную форму. Возможно были и другие варианты. Правда все это не помешало тысячам женщин по всему миру ее копировать. Все знатные женщины Европы стали делать себе бандо. Но и это еще не все.Она покорила и женщин России. В конце XIX века в Москве открылся первый универмаг  «Мюр и Мерелиз» (ныне ЦУМ).Все девушки на кассах были в прическах а ля Клео де Мерод.Кроме того прическу эту запечатлели в своих произведениях и некоторые писатели:"Темные волосы спускались на уши и были уложены в прическу, вошедшую в моду благодаря мадемуазель Клео де Мерод"(Сомерсет Моэм  "Бремя страстей человеческих").

Очень рано она стала музой для многих великих мужчин той эпохи.  Картина "Звезда"("Танцовщица на сцене") импрессиониста Эдгара Дега написана в Париже. Считается, что балерины Дега не имели конкретных прототипов, но есть мнение, что это портрет Клео де Мерод. Во всяком случае очень на нее похоже.  В 1896 году журнал "Иллюстрасьон" провел некоторое подобие конкурса красоты. В конкурсе приняли участие участие 130 девушек. Клеопатра заняла первое место и сразу стала "фотомоделью" - попала на  открытки, плакаты и даже игральные карты…

Постепенно она получила известность во всей Европе.Кроме бандо ее "брэндом" на сцене стали распущенные волосы.  Клео первая стала танцевать, распустив их. Это было революционно для балета того времени.В конце XIX века балерины выступали с гладкой, аккуратно уложенной прической."Простоволосая" танцовщица привлекала внимание, шокировала. Эти дивные распущенные волосы будоражили умы мужчин и наталкивали на мысль о доступности, "распущенности" их обладательницы. 

Так началось ее триумфальное шествие по миру. В 1896 году, в возрасте 23 лет, Клео стала танцевать роль Фрины в театре оперы и балета в Бордо, и там на неё обратил внимание Леопольд II, король Бельгии. Король очень любил хорошеньких актрис. Невероятной красоты девушка потрясла воображение старого ловеласа. Он преподнес балерине огромный букет роз. Леопольд II, к слову, был  старше ее на 38 лет. В своих мемуарах Клео подтверждает факт дарения букета, но полностью опровергает любовную связь с монархом. Тем не менее к королю приклеилось прозвище "Клеопольд"  и этой парочке начали приписывать всяческие любовные безумства. Возможно идея романа была специально организована, чтобы король мог беспрепятственно и, не вызывая подозрений, посещать Францию для ведения сверхсекретных переговоров по вопросу общих колониальных интересов в Африке против Великобритании. Визиты к балерине были крайне подходяцим для этого поводом, а русские газеты даже писали, что "по известиям из Брюсселя, король Леопольд II намеревается отречься от престола и вступить в морганатический брак с парижской балериной Клео де Мерод". До брака дело, конечно, так и не дошло, но после этой истории и огромного количества сплетен Клео начинает свои долгие гастроли. 

Начались ее выступления Гамбурге, Берлине, Будапеште, Нью-Йорке. Не обошла стороной прима и нашу страну. Она выступала в Москве и Петербурге.В 1915 году, в возрасте 42 лет, Клеопатра возвращается в Париж. Посыпались предложения танцевать в Комедийной Опере. Но это было очень низкой ступенью в иерархии балета в Париже. Клео была возмущена, унижена и вернулась на свою родину в Биарриц. Больше она в Париж не возвращалась,но  все же продолжала танцевать. Во время Первой Мировой войны Клео де Мерод участвовала в акции Красного Креста и выступала перед ранеными солдатами, поднимая боевой дух. Так или иначе, но после войны Клео вышла из моды. Она еще долго преподавала балет, но уже не была иконой стиля.

В середине XX века  писательница Симона де Бовуар в своей книге «Второй пол» называет де Мерод "дамой полусвета".В результате Клео подала в суд  за оскорбление личности и

выиграла процесс. Ведь она никогда не спала с мужчинами из-за денег, а только по любви. До самой смерти в 1966 году Клео оставалась невероятно красивой женщиной. 

Она оставила после себя мемуары и огромную коллекцию платьев, которую завещала Парижскому Музею моды. Там сейчас и находятся все ее наряды.