Мифы в изучении английского. Эпизод 2. Самая эффективная методика

10.03.2018

Стереотип: только наша уникальная методика прогрессивной уринотерапии позволяет эффективно выучить английский. И ты все еще веришь?

------------------------------

Выпуски о мифах в изучении и преподавании английского еженедельно по воскресеньям или около того. Подписывайся пока горячо. То еще впереди будет.

-------------------------------

С чего вдруг весь замес

Когда я вижу рекламу очередной языковой школы с ее инновационно-прогрессивно-депрессивной методикой, изобретатели сего мне сразу представляются Моськами, которые пытаются цапнуть слона-академика за яйца. Конечно же наука не стоит на месте. Но не нужно думать, что вы тут первооткрыватели. Вот и педагогика тоже вряд ли когда-то думала, что ее выс*ром рано или поздно станет великий и ужасный коммуникативный подход в обучении языку. Примечательно, что ВНЕЗАПНО этот подход стал единственно верным в умах миллионов, да х*р там - всех наверное. Сегодня чуть ли не все языковые школы как под копирку шпарят одно и то же. Или же придумывают свои суррогаты на его основе. Только они видно не знали как оно на самом деле.

Как она на самом деле

Давай-ка я, дорогой читатель, расскажу тебе немного правды. Итак, коммуникативный подход - способ развития языковой компетенции через использование языка в конкретных ситуациях. Так и хочется наверное задать вопрос: “И?”. Прикол в том, что изучение строится со значительным перекосом именно на воспроизведение языковых конструкций в определенных бытовых ситуациях, а не на понимание что, зачем и почему. Грубо говоря и другими словами: в топку грамматику/ стилистику/ словообразование/ письмо. Учи/слушай слова/диалоги и будет тебе счастье. В итоге, дорогой читатель, живешь ты как в матрице. Знаешь что ответить в конкретной ситуации, но не знаешь почему именно так. У тебя всегда только один правильный вариант, который тебе дали. Шаг в сторону - провал. Акт коммуникации заканчивается не начавшись. Ведь откуда понимание языка, если на это положили как Ниф-Ниф на свой домик?

Зато у Джона праздник. Минимум вкалывания - максимум расслабона. О чем еще мечтать? Сидишь в кресле/ носишься по аудитории/ спишь, а аборигены общаются. Чуть-чуть рассказал, чуть-чуть показал, а дальше смотри, слушай, играй. И аборигены чувствуют себя знатоками, если все по плану пойдет.

И все-таки

В первую очередь, давай не забывать, что сие чудо так и не стало общепризнанным в науке. Даже за границей. У нас тем более. Для этого нужно соответствовать определенным требованиям. Думаете соответствует? Вот-вот… Только в языковых школах у них все и всему соответствует.

Устная коммуникация - невероятно важно, но нельзя при этом забывать и забивать на остальные аспекты языка. Только тогда можно выражать свои мысли в любой обстановке, и понимать, почему именно такой вариант нужно выбирать и что это дает.

Просто уметь чесать языком - не показатель знания языка. Тем более это не показатель высокого уровня и качества обучения/ образования. Но кто про это думает?

Небольшая ремарка

Особенно доставляет, когда в рамках коммуникативного подхода используются учебники авторов, которые являются его самыми большими противниками. Например, твой любимый Michael Swan. Хорошо, что он об этом не знает и спит спокойно.

Ну а если совсем серьезно - известные и общепризнанные учебники английского, так любимые языковыми школами, к коммуникативному подходу НЕ ИМЕЮТ НИКАКОГО ОТНОШЕНИЯ. Смысл таких учебно-методических комплексов в одновременном развитии всех навыков владения языком без перекосов, и в первую очередь грамматики. Это часть социально-когнитивного подхода (познание через наблюдение и социальное взаимодействие). Просто коммуникативный подход перенял отдельные черты и упражнения оттуда. Так что, дорогой читатель, если тебе впаривают современные оксфордско-кембриджские учебники и коммуникативный подход, то помни, что одно исключает другое. И это сразу говорит о том, кто там преподает и что будет на выходе.

Что по итогу

Коммуникативный подход - это один из многочисленных инструментов в руках адекватного преподавателя. Это возможность разнообразить занятия, внести полезные упражнения на соображалку, развить уверенность в себе, интересно проводить время на занятиях, расширить кругозор. Так что использовать его как дополнение к развитию отдельных навыков - очень даже хорошо и правильно. Особенно это полезно для ESP и делового английского. Ну а для общего английского - сначала надо бы его подучить, чтобы понимать что к чему, а уже потом совершенствовать свои навыки в различных ситуациях. Строить же на коммуникативном подходе обучение и сводить все только к нему… в общем, я предупреждал.