«Жестокий романс». Неоднозначная судьба фильма

кадр из фильма «Жестокий романс»
кадр из фильма «Жестокий романс»

Решение сделать экранизацию «Бесприданницы» А. Островского Эльдаром Рязановым для многих стало неожиданностью со стороны комедийного режиссера. Для него самого — безвыходная ситуация. Когда был запущен в прокат «Вокзал для двоих», наступила пауза между съемками, что непоседливому творческому человеку было не свойственно.


Он стал рассматривать постановку романа «Мастер и Маргарита» Булгакова. Почувствовал - не время. Потом остановился на смелой по сюжету пьесе Людмилы Разумовской. И решение уже было практически принято, но умер Л. Брежнев, а что ждать от нового правителя, было непонятно.

Поэтому съемки «Дорогой Елены Сергеевны» были отложены на неопределённое время, а Рязанов выбрал мелодраму «Жестокий романс». Картине сразу прогнозировали успех. Даже с позиций продуманного интерьера 19 века, благодаря художнику А. Борисову. Были созданы достоверные декорации особняков купцов, кают на пароходе, ресторанов.


Актеры и роли


Но режиссер сразу рисковал, выбрав экранизацию известной пьесы. Тем более, если учитывать разгромленную критиками поставленную в 1936 году «Бесприданницу». Хотя играли там очень сильные для того времени артисты. И в первоначальные задачи Эльдара Рязанова входила первоочередная — найти таких актёров, которые максимально правильно справятся с ролями. Для главного героя, Паратова, сразу определил Никиту Михалкова. В Карандышеве увидел Андрея Мягкова. Оба актера согласились играть, их заинтересовала экранизация.

кадр из фильма «Жестокий романс»
кадр из фильма «Жестокий романс»

Для главной героини, Ларисы, решил взять дебютантку, посчитав, что свежий взгляд молодой актрисы на роль даст ей шансы справиться. На выбор повлиял и оренбургский говор, что для героини как раз было нужно.

кадр из фильма «Жестокий романс»
кадр из фильма «Жестокий романс»

Но, как оказалось потом, у актрисы не хватило внутренних сил выложиться в фильме.
В сценах, где требовалось вдохновение, у актрисы пошел упор на сентиментальную подачу эпизодов. Режиссер почувствовав это, сместил акценты, предоставив больше возможности для творческой реализации Н. Михалкова и других актёров. Таким образом отводил внимание от слабины в фильме Л. Гузеевой.


С другой стороны, если брать название фильма «Жестокий романс», то и представленный сюжет с множественными романсами, объясняют драматизм судьбы главной героини в конце фильма. Но именно этот и иные эпизоды сыграны всеми актерами как-то наигранно. И восприятие зрителями разделилось на два лагеря: одни видели драматичную картину, другим чего-то не хватало от пьесы, созданной А. Островским.


Судьба фильма после выхода в прокат


Картина предана была жесточайшей критике. Популярная в 80-90-х годах «Литературная газета» 1.5 месяца пестрила отрицательными рецензиями о том, что в фильме проиграл победитель, а романсов было в избытке. Критиковали не только Ларису Гузееву, но и Никиту Михалкова с его Паратовым. Особенно отрицательную роль сыграл критик, который занимался изучением произведений А. Островского, и тонко чувствовал всё, что он хотел сказать в пьесах.

кадр из фильма «Жестокий романс»
кадр из фильма «Жестокий романс»

Был лишь один положительный отзыв от Н. Алисовой, которая подчеркнула, что в фильме судьба бесприданницы Ларисы возведена в ранг трагедии и в этом победа актеров, режиссера и композитора очевидна. А учитывая критику вокруг картины, врядли она полностью внутренне была согласна с новой интерпретацией судьбы главной героини.


Фильм заканчивался натурально отснятым утренним туманом, призывающим к размышлению о судьбах героев и событий, которые там происходили. С тех пор прошло немало лет, критики «прикусили языки», картина по-прежнему жива, а благодарный зритель не перевелся.