Как снимали культовый "Терминатор"

постер к фильму "Терминатор"
постер к фильму "Терминатор"

Появление первых видеомагнитофонов привело к открытию полуподпольных видеосалонов, в которых показывали различные иностранные фильмы. Почти все они были неизвестны отечественным зрителям, и публика буквально ломилась на картины забугорных режиссеров. Так в страну пришел и "Терминатор".

Джеймс Кэмерон в 1981 году снял картину "Пираньи-2", но работа над картиной привела к заболеванию лихорадкой. Несколько дней режиссер провел в бреду. Именно тогда ему и привиделся жуткого вида робот с красными глазами. К счастью, этот образ запечатлелся в памяти. Буквально сразу после выздоровления Кэмерон взялся за написание сценария, пригласив себе в напарники Уильяма Вишера. А затем начались хождения по мукам. Крупные студии поочередно отказывали режиссеру в экранизации - слишком уж нелепым казался сценарий. Наконец киностудия средней руки "Хэмдейл" обнаружила потенциал будущего фильма и выделила 4 миллиона долларов на экранизацию.

Первым кандидатом на роль Терминатора был афроамериканец О.Дж.Симпсон, который был известным баскетболистом и неплохим актером. Но руководство "Хэмдейл" довольно обоснованно полагало, что его просто не воспримут всерьез. Тогда сценарий решили переделать под Ленса Хенриксена, поскольку Кэмерон решил, что робот должен выглядеть как обычный человек из толпы.

кадр из фильма "Терминатор"
кадр из фильма "Терминатор"

Арнольд Шварценеггер в 1981 году только начинал восхождение на кинематографический Олимп - ему была предложена роль Кайла Риза. Однако при личной встрече режиссеру стало сразу ясно - на роль Кайла актер не подходит совершенно. Но Кэмерона посетила гениальная мысль - он позвал Шварценеггера на роль робота. Как позже сказал сам Кэмерон, приглашать Арнольда на роль робота-убийцы было делом бессмысленным и алогичным. Терминатор планировался как лазутчик, не привлекающий в толпе никакого внимания. А физические данные Шварценеггера невольно приковывали взгляды окружающих. Но прелесть кинематографа в том, что он требует всего лишь правдоподобности, а не логичности. Хенриксен стал скромным детективом Вуковичем.

кадр из фильма "Терминатор"
кадр из фильма "Терминатор"

Как только продюсеры узнали о согласии Шварценеггера на съемки, так сразу увеличили бюджет фильма в полтора раза - теперь он достиг 6 миллионов. Подготовку к съемкам Арнольд начал заранее. Он довел до автоматизма работу с оружием, сборку-разборку проводил вслепую. А еще он учился копировать движение и поворот головы акулы - во всех действиях робота должна была присутствовать лаконичная угроза. Звуки выстрелов заставляют человека непроизвольно моргать. Но робот такой реакции не может быть подвержен. Шварценеггеру пришлось долго слушать подобные звуки - и непроизвольная реакция оказалась подавлена.

Подбор других актеров тоже был делом непростым. На освободившееся место Кайла Риза пригласили Майкла Бина, с Сарой было посложнее. Среди кандидаток числились такие звезды как Бриджит Фонда, Дебра Уингер и Дженнифер Джейсон Ли. Счастливый билетик вытащила Линда Хэмилтон, и эта роль стала главной в ее жизни.

Скромный бюджет картины требовал многократной переделки сценария. Часть культовых идей пришлось отбросить - трансформером робот-убийца стал лишь во втором Терминаторе. За полтора года было сменено 5 сценариев, последний из них был написан к первым числам марта 1984 года.

Главным во время съемок было вложиться в смету. Экономили на каскадерах - Кэмерон требовал, чтобы трюки Шварценеггер исполнял сам. Экономили даже на аренде тележки оператора. Когда требовались съемки с движением камеры, оператор устраивался в инвалидную коляску, которую затем толкали с бешеной скоростью. Крупные машины заменялись моделями и проводили ускоренную съемку, которую затем замедляли.

Премьера оправдала все усилия, а слово Терминатор прочно вошло в лексикон.