«Подкидыш». Как проходили съемки шедеврального советского фильма

02.05.2018

кадр из фильма "Подкидыш"
кадр из фильма "Подкидыш"

Сценарий будущего фильма, который стал шедевром советского кино, написали две чудесные женщины — актриса Арина Зеленая и поэтесса Агния Барто. Не зная, как это делать правильно, тем не менее совсем не волновались. Оказывается, сначала с Мосфильмом нужно было заключить договор, который, конечно, не был составлен. Поэтому гонорар им выплатили маленький, но к съемкам «Подкидыш» был допущен. В то время о детях снимали мало, поэтому открыли «зеленую улицу» для съёмок.


Режиссером фильма стала Татьяна Лукашевич. Зрителю была знакома на тот момент по картинам «Свадьба с приданым», «Аттестат зрелости», «Слепой музыкант» (по Короленко). Этот фильм стал 4-м в её творческой биографии, и принес заслуженную славу. Эта комедия рассказывала о маленькой девочке Наташе и многочисленных приключениях, которые с ней случились.


Сценаристки главные роли распределили для Фаины Раневской и Ростислава Плятта, хотя не очень были уверены, что артисты захотят сниматься в фильме для детей. Но актеры не были против, приняли с радостью приглашение и дали согласие на съемки. Плятт к тому времени в кино только в эпизодической роли снимался, а тут была основательная роль, поэтому увлекла и вызвала интерес. А Фаина Раневская из уважения к Барто согласилась, в кино уже снималась, но оно не сильно увлекало актрису театра.

фото с сайта on-desktop.com
фото с сайта on-desktop.com

Рина Зеленая тоже решила сняться, и хотя в сценарии для неё роли не было, по ходу съемок написала образ и приняла участие как актриса. Сыграла Аришу, домработницу. И тут же сдружилась с Раневской, подругами были всю жизнь.

кадр из фильма "Подкидыш"
кадр из фильма "Подкидыш"

Долго не могли найти девочку для исполнения главной роли. То типаж не подходил, то разговаривать не умели. Однажды режиссер пошла в кино, там увидела хорошенькую девочку с родителями. Её звали Вероника Лебедева. Оказывается, девочка уже снималась, поэтому яркое освещение при съемках не пугало. Умело владела словесными оборотами.

Но характер свой проявила дальше. Роль в «Подкидыше» была удачной, но во взрослой жизни судьбу с кино не связала. Закончила пединститут, иняз факультет. Была редактором, давала уроки английского языка. Вышла замуж, стала Синициной.

кадр из фильма "Подкидыш"
кадр из фильма "Подкидыш"

В фильме играл и А. Папанов, но эпозидическую роль. И в титрах его не указали. Узнавать актера стали много позже.


Играл также Лев Аннинский, впоследствии стал известным литературным критиком — его герой, любознательный мальчик, мечтал о разном, даже стать пограничной собакой. Написал много книг, писал статьи во многочисленных журналах.


Юру играл Дмитрий Глухов, уже умер 12 лет назад. Нину играла Элина Быковская — судьба её достоверно не известна, но точно погибла.


Фильм вышел в прокат в 40-м году, имел оглушительный успех у 16 миллионов зрителей. Как теперь говорят, это была «кассовая картина».


Вскоре началась война и вовремя бомбёжки погиб негатив, но осталась позитивная копия, благодаря которой его реаниминировали. В 2010 сделали цветовое оформление. Пострадал звук, даже с новой озвучкой не стал лучше.


Съемки проводились с любовью к столице, поэтому в разных кадрах мелькали разные улицы, переулки и проспекты Москвы.


Зрителям очень понравилась героиня Фаины Раневской, женщина большого ума и юмора. А фраза «Муля, не нервируй меня!» преследовала всю жизнь, хоть именно благодаря ей больше всего всем и запомнилась.


Комедия до сих пор популярна, нравится и маленький, и взрослым. И неспроста — наполнена жизненной энергией, юмором и чистотой. Дети играли искренне и совершенно естественно. После просмотра картины в душе остается некая светлая грусть.