«Соломенная шляпка». Интересные моменты съемок

кадр из фильма «Соломенная шляпка»
кадр из фильма «Соломенная шляпка»

Фильм «Соломенная шляпка» охватывает собой сразу несколько жанров — экранизация водевиля драматургов из Франции, который был написан еще в 1851 году, и музыкальный фильм. Это комедия и мелодрама. Вышел на экраны в 1975 году. Но история съемок состоит из 4 раз в разное время. Незамысловатый сюжет водевиля стал классикой советских музыкальных фильмов. И те, кому по душе оппереточный стиль, наслаждаются картиной и поныне.


Снялись тут известные уже на то время Екатерина Васильева, Андрей Миронов, Евгения Ветлова, Людмила Гурченко. А вот для Михаила Боярского был дебют в кино, до этого играл только в театре. На съемки взяли благодаря тому, что в эпизодической роли снялся отец Михаила. Задействованы в ролях Алиса Френдлих, Игорь Кваша, Михаил Козаков, и много других. Поставил киноленту режиссер Леонид Квинихидзе. Музыку написал Исаак Шварц.


Пробы и роли


Не все исполнилось с актерским составом, как первоначально задумал режиссер. В главных ролях должны были сниматься Нонна Терентьева и Олег Борисов. Но Нонна на пробах уступила Людмиле Гурченко. А Олег заболел, да и были дрязги в театре, в котором играл, поэтому было не до фильма. Квинихидзе немножко растерялся, но вспомнил про старого друга Андрея Миронова. Предлагая роль, расхваливал, чтобы вызвать интерес, но Андрей практически сразу дал согласие, чем очень выручил режиссера.


Атмосфера на съемочной площадке была позитивная, что очень хорошо — актеры выкладывались в своих кадрах по полной, играли с душой и настроением. А песни на стихи
Булата Окуджавы украсили фильм еще больше.

кадр из фильма «Соломенная шляпка»
кадр из фильма «Соломенная шляпка»


Рабочая атмосфера съемок


Натуру снимали в Эстонии, Ленинграде и Петергофе — выбирали такие места, которые подходили, согласно требованиям эпизодов по сценарию. Просто режиссер в какой-то момент не мог перестроиться на характерные особенности актёров, которые стали заменой ранее выбранным. Но постепенно все стало на свои места, подработали немного сценарий, и работа пошла автоматически.


Казусы Андрея Миронова с лошадью


Раньше все будущие актеры, обучаясь в театральном училище, проходили уроки езды на лошади. И когда нужно было порепетировать Миронову верховую езду, оказалось, он вообще не может садиться на неё. Но съемки этого требовали, и необходимо было что-то решать. Режиссер предложил сделать комбинированную съемку: со спины снять Андрея, а основные действия пусть выполнит дублер. Но Миронов сказал, что справится. И у него на третьем дубле все прекрасно получилось. Но потом к вечеру ходил с широко поставленными ногами, натрудил, пока прогуливался на лошади.

кадр из фильма «Соломенная шляпка»
кадр из фильма «Соломенная шляпка»


Серьезная Алиса Френдлих в роли беззаботной баронессы


Алиса Френдлих до «Соломенной шляпки» снималась только в серьезных ролях. Но к удивлению, ей удалось отлично перевоплотиться в баронессу Шампиньи. Была забавная сценка, где герои Боярского и Козакова отстаивают честь героини Френдлих. Они так разошлись на съемочной площадке, что Михаил Боярский сорвал с Козакова парик. И уже столько было отснято... Оператор чуть было ни приостановил съемку, но режиссер не позволил, а актеры сумели обыграть эту сценку органично экспромтом: «Это сейчас модно. Рекомендую», а Миронов при последнем слове поцеловал в шею Алису, как героиню фильма.

кадр из фильма «Соломенная шляпка»
кадр из фильма «Соломенная шляпка»


Двойная обида Людмилы Гурченко


Актриса хотела сыграть роль Зои в «Крахе инженера Гарина», но режиссер взял Нонну Терентьеву. Когда пришло время «шляпки», на главную роль тоже Нонна планировалась, но Гурченко всё-таки прошла. Поэтому, в первые дни между ними была небольшая натянутость. Но вскоре это улетучилось, и съемки шли в нормальном творческом и дружеском русле.


А «Соломенная шляпка» радует зрителей и по сей день.