«Золотой телёнок». Как режиссеру не давали снимать комедию, а Папанова вообще вырезали

кадр из фильма "Золотой теленок"
кадр из фильма "Золотой теленок"

Мало кто не видел этот фильм. Воспринят по-разному, но одинаково небезразлично.

Создать экранизацию знаменитой книги Ильфа и Петрова режиссер М. Швейцер задумал в 1962 г., но съемки начались только спустя 5 лет. Все эти годы не давали ход сценарию.
Запрет упирался в тот факт, что режиссер никогда не снимал комедии, а только серьезные фильмы по Льву Толстому, Валентину Катаеву, — никто не верил, что осилит новый для себя жанр. На что Швейцер отвечал, что его цель в этом фильме в другом — показать трагедию главного героя через пущенную жизнь на самотек.


Курировал фильм Георгий Куницин. Искусствовед, и как член партии мог повлиять на худсовет. Но тоже долго упирался, оттягивая момент начала съемок, и, наконец сдался. После чего разрешение дали.

Так, в 1967 году впервые приступили к созданию образа Остапа Бендера, на роль которого было перепробовано много именитых актёров. Среди них были Сергей Юрский, Владимир Басов, Александр Пороховщиков, Николай Губенко. Приглашали даже Арчилу Гомиашвили, имевшем отношение к «Золотому телёнку» в тбилисском театре. Окончательное решение было за Сергеем Юрским, с которым худсовет согласился.

кадр из фильма "Золотой теленок"
кадр из фильма "Золотой теленок"

Кому играть Паниковского, тоже не сразу было утверждено. По фактуре подходили два актера — Ролан Быков и Георгий Вицин, но пробы указали — Быков подходит больше. Когда режиссер решил получить консультацию у Зиновия Гердта по образу этого проходимца, вдруг понял после его размышлений — лучше артиста не найти. Пришлось отказывать Быкову в съемках.

Но Гердт выставил свои условия — изменить образ героя по сравнению с представленным писателем. Пусть будет жалким, но не гадким. Решил героя немного улучшить при восприятии зрителями.

кадр из фильма "Золотой теленок"
кадр из фильма "Золотой теленок"

На Балаганова вместо Невинного Вячеслава утвердили Куравлева Леонида. Фактически всех актёров, которых хотел видеть в фильме режиссер, худсовет не пропускал, заставлял менять на других. Таким образом, пропустив сценарий к съемкам, препятствия продолжались. Но Швейцер со всем соглашался, очень хотел снять фильм об Остапе Бендере. Да и с Леонидом Куравлевым Гердт в одном из фильмов уже снимался, и они прекрасно понимали друг друга.


С Леонидом Куравлевым были другие проблемы, он одновременно снимался ещё в одном фильме (экранизации «Вий», по Н. Гоголю), поэтому разрывался между двумя съемочными площадками.


Ход съемок картины


Фильм снимали не быстро, понадобилось два года, чтобы создать картину, которая потом возымела большой успех. Нужно было делать съемки натуры, для этого были задействованы Владимирская область, Одесса. А в пустыне Кара-Кум в эпизоде, где своего героя играл Евгений Евстегнеев, произошел смешной инциндент с режиссером.

Передвигаясь на верблюде, актер уснул, и поэтому не слышал, что к нему обращаются с подсказками по роли. Швейцер подбежал с возмущением, но каково же было его изумление от увиденного.


Наконец фильм отсняли, но худсовет Госкино всё чем-то был недоволен, что-то требовалось сократить, другое доработать. Не нравился финал, от которого требовалось более четкое представление героя быть пораженным советской действительностью.

Но пришлось убрать «Воронью слободку», в которой снялся Анатолий Папанов. Этот эпизод показали отдельно в 1992 г. на вечере, посвященном памяти великого актера. Что интересно, даже в романе эту главу считали ненужной, и последние издания книги показывают её очень сокращенно.

кадр из фильма "Золотой теленок"
кадр из фильма "Золотой теленок"

Для съемок фильма, согласно роману, требовался автомобиль «Лорен Дитрих», но был использован другой — что-то среднее между УАЗом и ГАЗом, согласно требований к авто того времени.


В конце концов картина вышла в прокат.