Пошаговая инструкция: что делать, если наступил страховой случай по ОСАГО

22.06.2018

С 2003 года все автовладельцы обязаны иметь полис ОСАГО, который позволяет возместить моральный и материальный ущерб при ДТП. Максимальная сумма — 400 тыс. рублей. Система хорошо работает на бумаге, однако на практике страховые компании постоянно занижают выплаты, а иногда и полностью отказываются от них. В этой статье мы разберём, что такое страховой случай по ОСАГО и как вести себя при ДТП, чтобы не иметь проблем с выплатой компенсации.

ОСАГО по закону: правовая база

Принципы работы полисов ОСАГО сформулированы в ФЗ №40 от 2002 года, ФЗ №306 от 2007 года, постановлении Правительства №263 от 2003 года, положении Центробанка № 431 от 2014 года. Закон даёт определение страховому случаю: гражданин с полисом ОСАГО, будучи за рулём транспортного средства, причинил вред здоровью, жизни или имуществу других лиц.

Ситуация считается страховым случаем, если соблюдены три условия:

  • у виновника аварии есть полис ОСАГО;
  • ДТП произошло, когда автомобиль виновника находился в движении;
  • при происшествии был нанесён ущерб.

Факт происшествия должен быть зафиксирован официально, в противном случае страховая компания откажется от выплат.

Когда случай не признают страховым

  • Ущерб нанесён при управлении автомобилем, отличным от того, что указан в ОСАГО.
  • Вред нанесён не машиной, а грузом или прицепом.
  • Вред причинён на соревнованиях или во время учебной езды в специально для этого предназначенных местах.
  • Ущерб нанесён во время погрузки или разгрузки.
  • Нанесён исключительно моральный вред, также нельзя возместить и упущенную выгоду.
  • Ущерб нанесли обстоятельства непреодолимой силы.
  • Пострадали предметы нематериальной или очень высокой ценности (произведения искусства, антиквариат и т.п.).
Когда авария произошла во дворе или на парковке, то происшествие рассматривается как страховой случай по ОСАГО, если автомобиль виновника ДТП находился в движении. Когда ваш автомобиль повреждён дверцей при открывании, поцарапан сумкой или ключами, то страховая откажется выплатить возмещение.

Что делать водителю при наступлении страхового случая

Если автомобиль пострадал в результате ДТП, необходимо предпринять следующие действия:

  • Остановить машину, включить аварийную сигнализацию, выставить аварийный знак, а если темно, то надо надеть жилет со светоотражающими элементами. Машину не перемещать.
  • Если кто-то пострадал, надо вызвать скорую помощь.
  • О ДТП требуется известить ГИБДД (по городскому телефону – 02, по мобильному – 112).
  • Если авто блокируют движение транспорта, то нужно зафиксировать положение транспортных средств, а затем отогнать их.
  • До приезда наряда ГИБДД желательно оформить бланк извещения о ДТП.
  • Записать данные свидетелей, если они есть, и получить их контакты для дальнейших разбирательств.
  • Зафиксировать аварию на видео или сделать подробные фотографии.
  • Взять копию постановления, протокола и справки у наряда ГИБДД, который приедет на место происшествия.

Такой вариант развития событий является единственно возможным, если в ДТП участвовали три и более машин, водители не пришли к согласию в вопросе определения виновника аварии, один из водителей отказывается подписать извещение о ДТП или предполагаемая сумма ущерба более 100 тысяч рублей.

Но кроме вызова наряда ГИБДД, возможны ещё два варианта действий:

  • Можно сообщить в ГИБДД о происшествии, с их согласия самому заняться оформлением документов и только после этого явиться в отделение.
  • Можно оформить европротокол, но только при соблюдении следующих условий: в происшествии участвовали две машины, вред нанесён только авто, а люди не пострадали, у обоих водителей есть полисы ОСАГО и между ними не произошло спора по характеру повреждений автомобилей.
Есть ряд действий, которые ни в коем случае нельзя предпринимать при ДТП. Во-первых, скрываться с места преступления (есть только одно исключение — если необходимо доставить потерпевшего до больницы). Во-вторых, не подписывать признание вины и не отказываться от своих претензий. Все документы нужно внимательно перечитывать, и если вы не согласны с какими-либо пунктами, то сообщить об этом. Если водитель или пассажиры получили серьёзные повреждения или ДТП привело к летальному исходу, то желательно сразу же вызвать на место происшествия адвоката.

Как правильно заполнить документы самостоятельно

Если с разрешения ГИБДД придётся самостоятельно оформлять ДТП, то необходимо заполнить документы. Ошибок допускать нельзя, иначе страховая компания откажет в выплате:

  • Извещение о ДТП. Лицевая сторона документа должна быть заполнена совместно всеми участниками ДТП, если это невозможно, причина должна быть указана. Участие в заполнении документа третьим лицом не допускается.
    Если у водителей нет разногласий, то они могут заполнить одно извещение, и об этом надо сообщить страховщику. Если водители не договорились, каждый заполняет извещение отдельно, указывая точные сведения об аварии, её участниках, страховке и повреждениях автомобилей.
  • Европротокол. Если документы оформляются по европротоколу, то извещение заполняют оба водителя, а все данные должны удостоверяться подписями. Нужно учитывать, что ущерб, оплачиваемый по европротоколу, не превышает 100 тысяч рублей, но потерпевший может потребовать большую сумму с виновника через суд.

Собираем документы для страховой компании

В ближайшие пять дней потерпевший должен подать документы в страховую компанию. Если авария произошла в удалённом районе, то срок можно увеличить до 15 дней. Необходимо собрать следующий пакет документов:

  • Заявление о наступлении страхового случая. Пишется оно в любой форме, но в нём обязательно должны содержаться следующие данные: сведения о потерпевшем и виновнике ДТП; подробное описание страхового случая; описание последствий происшествия; данные страховых полисов.
  • Заявка на выплату по страховке.
  • Заверенная нотариусом копия паспорта.
  • Доверенность от потерпевшего, если он сам не может обратиться к страховщику.
  • Реквизиты банка потерпевшего.
  • Справку от ГИБДД.
  • Извещение о ДТП, составленное участниками аварии.

Если потерпевший умер, то за страховкой обращаются его ближайшие родственники.

Действия компании-страховщика

Страховая компания в течение 20 дней должна рассмотреть заявление, провести экспертизу, оформить документы и выплатить компенсацию пострадавшему.

По результату проверки страховая компания выдаёт потерпевшему акт, по которому тот сможет проследить правильность выплат. Потерпевший имеет право знать всю информацию, в том числе описание ущерба и его сумму, поэтому отказ выдать акт является нарушением.

По закону, компания-страховщик должна выплатить:

  • компенсацию за повреждения автомобиля – до 500 тыс. руб.;
  • компенсацию за нанесение ущерба здоровью – до 400 тыс. руб.;
  • в случае смерти потерпевшего – до 475 тысяч рублей и 25 тыс. на погребение.
В 2018 году планируется введение ряда серьёзных изменений, касающихся полисов ОСАГО. Во-первых, возрастёт их стоимость. Теперь она будет рассчитываться с учётом пяти коэффициентов: территориальному, возрасту и стажу вождения водителя, мощности автомобиля, использованию прицепа, кругу лиц, допущенных к управлению. Во-вторых, в некоторых регионах будет экспериментально запущена программа передачи информации о ДТП через систему ЭРА-ГЛОНАСС, и в этом случае размер страховой выплаты по европротоколу будет увеличен до 400 тыс. р.

Чтобы получить выплату по ОСАГО, необходимо строго соблюдать законодательные требования, с максимальным вниманием отнестись к заполнению документов, вовремя подать их страховщику и дождаться компенсации. В крайнем случае решить вопросы можно через суд: если доверить защиту опытному адвокату, то велика вероятность положительного исхода дела.

(Ясвидетель.ру)