Великий пост в 2018 году

10.03.2018

Вели́кий по́ст (греч. Μεγάλη Τεσσαρακοστή — Вели́кая Четыредеся́тница) — центральный пост во всех исторических церквях, цель которого — подготовка христианина к празднованию Пасхи; соответствующий период литургического года, отмеченный в богослужении молитвами покаяния и воспоминания крестной смерти и воскресения Иисуса Христа. Установлен в память о том, что Христос постился в пустыне сорок дней. Длительность Великого поста так или иначе связана с числом 40.

В 2018 году Великий пост начался 19 февраля. До этого с 12 по 18 февраля проходила масленичная неделя. Вопреки всеобщему пониманию Масленицы, шумные гулянья в эти дни не предполагаются. Время подготовки к Великому посту должно соответствовать настроению этого периода церковного года. Великий пост откроет четыредесятница – первые 40 дней поста. Испечь блины на Масленицу, конечно, можно, но вот суеверия (сжигание чучела зимы) – не для православных верующих, а восходят к языческим корням. Перед самой Пасхой, Праздником Праздников мы будем вспоминать и страдания Христа в Страстную седмицу. Страстная седмица – это последняя неделя перед Пасхой. Она длится со 2 по 7 апреля в 2018 году. 7 апреля Великий пост завершится, 8 апреля мы встретим словами “Христос Воскресе!”. Эта радость стоит постного подвига.

Суть Великого поста

Великий пост – это время отрешения от мирских дел и общения с Богом. Мы идем навстречу Христу, готовим себя к Пасхе, очищаем тело и душу от того земного, что может помешать нам приблизиться к Небесному. Пост – это не строгая диета, но время молитвы и духовности. Само по себе ограничение в пище не подготовит к Великому Празднику. Но, если в Великий пост мы освободимся от прошлых обид, простим недругов, как нас прощает Господь, очистим разум от дурных мыслей – мы приблизимся к тому состоянию, в котором нас хотел бы видеть Бог. Это пребывание в любви и божественной благодати.

Подготовка

Подготовка к Великому посту начинается за четыре седмицы до его начала, что служит цели духовно подготовить христианина к главному и единственному смыслу поста — покаянию. Каждая из предшествующих Великому посту Недель (воскресений) и седмиц имеет своё название.

Неделя о Закхее (Лк. 19:1-10). В первую неделю подготовки к посту, Церковь призывает христиан по примеру Закхея проявить свободное волеизъявление чтобы приблизиться к Богу. Низкорослый Закхей грешен и ограничен, но его желание превосходит и побеждает все это. Он усилием привлекает внимание Иисуса Христа, приводит Его в свой дом.

Неделя о мы́таре и фарисе́е (Лк. 18:10-14) - 28 января. За три седмицы до Великого поста Церковь воспоминает евангельскую притчу о мытаре и фарисее. С этого дня начинается пение Постной Триоди. На утрени, после чтения 50-го псалма, читаются особые покаянные тропари «Покаяния отверзи ми двери…», которые поются и во все последующие Недели до пятой Недели Святой Четыредесятницы включительно.

Церковь призывает верных к размышлениям о покаянии истинном и показном, когда осуждающий себя (мытарь) был оправдан Богом, а возвышающий себя (фарисей) — осуждён.

В ознаменование того, что слепое следование букве закона (устава) несёт духовный вред, в последующие среду и пятницу пост отменяется. Следующая седмица поэтому называется «сплошной», так как во все её дни, включая среду и пятницу, по уставу разрешается вкушать скоромную пищу.

Неделя о блудном сыне (Лк. 15:11-32) - 29 января по 3 февраля. На утрени к обычным полиелейным псалмам добавляется ещё псалом 136-й «На реках вавилонских…» с «аллилуиею красною» (этот псалом, кроме Недели о блудном сыне, поется также в Неделю о Страшном Суде и Неделю Сыропустную).

В течение следующей за нею Мясопустной седмицы (11 февраля) ещё разрешается употреблять мясные продукты, кроме среды и пятницы.

Неделя о Страшном Суде. Предпоследнее воскресенье, предшествующее Великому посту, грехопадению и изгнанию Адама и Евы (Мф. 25:31-46), посвящено грядущему Страшному суду — это последний день, когда разрешено вкушения мяса («заговение» на мясо) —Великий мясопуст.

Следующая за ней Сырная седмица: всю седмицу, включая среду и пятницу разрешено есть рыбу, яйца, сыр, молочные продукты; однако в среду и пятницу, согласно Типикону, положена лишь одна трапеза вечером, и богослужение в эти два дня имеют сходство с великопостным: не разрешается совершать Божественную литургию, читается покаянная молитва Ефрема Сирина с поклонами и др.

Последнее воскресенье пред Великим постом — Прощёное воскресенье (18 вефраля), называемая ещё как «Неделя Сырная»: после вечерни в этот день совершается чин взаимного прощения, после чего начинается поприще Святой Четыредесятницы.

Великий пост

Великий пост длится шесть седмиц + Страстная седмица. Каждая из шести седмиц Четыредесятницы (заканчивается в пятницу шестой седмицы, накануне Лазаревой субботы) в месяцеслове именуется по порядковому номеру: 1-я седмица Великого поста, 2-я седмица Великого поста и т. д. — и завершается Неделей (воскресным днём). Со Страстной седмицы счёт дней в седмицах начинается с Недели (воскресенья).

Общая длительность Великого поста — 48 суток.

Богослужение

Богослужение во всё продолжение Четыредесятницы отличается от обычного главным образом тем, что:

— по понедельникам, вторникам и четвергам литургии не бывает (если нет праздника), а читаются и поются часы и изобразительны;

— по средам и пятницам совершается литургия преждеосвященных Даров;

— по субботам и в Вербное воскресенье — обычная литургия Иоанна Златоуста;

— по воскресеньям (кроме Вербного) — литургия Василия Великого;

— каждое из шести воскресений посвящено особому воспоминанию.

Первая седмица Великого поста имеет народное название «Фёдорова неделя». На храмовых богослужениях в понедельник, вторник, среду и четверг на великом повечерии читается, по частям, Великий канон преподобного Андрея Критского, а в пятницу по заамвонной молитве — молебный канон великомученику Феодору Тирону и совершается благословение ко́лива (кутьи). Понедельник в народе называется «Чистым понедельником».

Первая неделя Великого поста (19 - 25 февраля)— Торжество православия: в современной практике Русской православной церкви возглашается «вечная память» всем скончавшимся защитникам веры православной, а «многая лета» — здравствующим верным. До 1919 года совершалось также анафематствование ересей, а ещё раньше в России — государственных преступников. В настоящее время анафематствование ересей совершается в соборных храмах.

Вторая неделя Великого поста (26 февраля по 4 марта) Русская православная церковь вспоминает одного из великих богословов — святителя Григория Паламу.

Третья неделя Великого поста (5 - 11 марта) — Крестопоклонная: после великого славословия на утрени износится из алтаря святой Крест и предлагается для поклонения верным. Следующая за неделей четвёртая седмица Великого поста именуется Крестопоклонной; её среда — Преполовение Святой Четыредесятницы (в просторечии именовалось Средокрестьем); от сего дня до Великой среды на всех литургиях преждеосвященных Даров добавляется ектения «О готовящихся ко святому просвещению» (крещению).

Четвёртая неделя (12-18 марта) — переходящая память преподобного Иоанна Лествичника. В четверг пятой седмицы на утрене читается весь Великий покаянный канон Андрея Критского, а также житие преподобной Марии Египетской — «Андреево стояние», или «стояние Марии Египетской». Получило распространение ещё одно название этой седмицы — «Похвальная» от Субботы Акафиста или Похвалы Пресвятой Богородице: на утрене субботы торжественно читается акафист Пресвятой Богородице. Празднование было установлено в память спасения Константинополя от иноплеменного нашествия в 626 году при императоре Ираклии.

Пятая неделя (19-25 марта) — память преподобной Марии Египетской, образца истинного покаяния, и преподобного святителя Филофея. Шестая седмица — седмица ваий, в пяток которой завершается Святая Четыредесятница; суббота — Воскрешение праведного Лазаря (Лазарева суббота).

Шестая неделя (26 марта по 1 апреля)— Вход Господень в Иерусалим, или Вербное воскресенье, двунадесятый праздник.

Далее начинается Страстная седмица:

Великий Понедельник (2 апреля). Темы богослужебных воспоминаний: Иосиф Прекрасный, проданный в Египет за двадцать сребреников; проклятие бесплодной смоковницы, притча о злых виноградарях; пророчество о разрушении Иерусалима .

Великий Вторник (3 апреля). Притчи: о десяти девах и талантах; пророчество о Страшном суде.

Великая Среда (4 апреля). Покаяние грешницы, возлившей миро на ноги Иисуса, и предательство Иуды. Последний раз читается молитва прп. Ефрема Сирина с тремя великими поклонами. На вечерней службе в этот день все стараются принять участие в Таинстве Покаяния (Исповеди).

Великий Четверг (5 апреля). Воспоминание Тайной Вечери и установление Таинства Евхаристии. Все православные христиане стараются причаститься Святых Христовых Таин. В кафедральных соборах, в конце Литургии, совершается Чин умовения ног (архиерей умывает ноги двенадцати сослужителям). Вечером чтение 12-ти «Страстных Евангелий». Патриарх совершает освящение мира.

Великая Пятница (6 апреля) Арест Господа и неправедный суд. Распятие, Святые и Спасительные Страсти (Страдания), смерть и погребение Господа в гробнице Иосифа Аримафейского. День великой скорби и строгого поста (Устав повелевает полное воздержание от пищи в течение всего дня; но, согласно узаконенной традиции, здоровые люди воздерживаются от пищи до окончания выноса Плащаницы). Литургия (Бескровная Жертва) в этот день не служится, потому что Жертва принесена на Голгофе (единственное исключение – в случае совпадения Страстной Пятницы с праздником Благовещения).

Утром – чтение Великих (Царских) Часов. В середине дня (обычно в 14 часов) совершается Чин выноса Плащаницы. Вечером (обычно в 18 часов) совершается Чин Погребения.

Великая Суббота (7 апреля) Пребывание Господа телом во гробе, сошествие душою во ад и одновременно пребывание на Престоле со Отцом и Святым Духом . Утром совершается Литургия Светлой Субботы, после которой, по традиции, освящается праздничная трапеза (по Уставу, это освящение совершается в Пасхальную ночь, после Литургии и освящения артоса).

СВЕТЛОЕ ХРИСТОВО ВОСКРЕСЕНИЕ. ПАСХА – 8 апреля

Светлая седмица, сплошная (9 апреля – 14 апреля).

Недели после Пасхи

— Антипасха (букв. «Вместо Пасхи»), иначе – Неделя 2-я по Пасхе, апостола Фомы – 15 апреля. Радоница (пасхальное поминовение усопших) – 17 апреля, вторник.

— Неделя 3-я по Пасхе, святых жён-мироносиц (то есть «Неделя женщин, несущих миро»); и память праведных Никодима и Иосифа Аримафейского, тайных учеников Христа – 22 апреля.

— Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном – 29 апреля. Преполовение Пятидесятницы (Ин.7:14-30) – 2 мая, среда.

— Неделя 5-я по Пасхе, о самарянке – 6 мая.

— Неделя 6-я по Пасхе, о слепом – 13 мая.

Вознесение Господне – 17 мая.

— Неделя 7-я по Пасхе, святых отцов I Вселенского собора – 20 мая. Троицкая родительская суббота (поминовение усопших) – 26 мая.

— Неделя 8-я по Пасхе. День Святой Троицы (Пятидесятница) – 27 мая. Седмица 1-я по Пятидесятнице, сплошная (28 мая – 2 июня). День Святого Духа («Духов День») – 28 мая, понедельник.

— Неделя 1-я по Пятидесятнице – праздник «Всех святых» – 3 июня. Этим праздником завершается собственно Триодный цикл; его своеобразным продолжением стал в русской традиции праздник в честь всех российских святых (установлен на Поместном соборе Русской Православной Церкви 1917–18 гг.). В конце XX столетия стали появляться праздники в честь региональных – сначала вологодских, а затем и других – святых.

— «Петров пост» начинается с понедельника – 4 июня

— Неделя 2-я по Пятидесятнице – праздник «Всех святых, в земле Российской просиявших» – 10 июня.

— Неделя 3-я по Пятидесятнице – «Соборы» Вологодских, Новгородских, Белорусских, Псковских и Санкт-Петербургских святых. – 17 июня.