Блогер Мария Арзамасова: «Мне хочется снять табу с темы секса»

Автор блога о сексе и отношениях «Маша, давай!» (240 тыс. подписчиков) рассказала о сексуальных проблемах в России, особенностях текстового формата и самой перспективной блог-платформе.

Завести блог о сексе — это смело. Как вы решились?

Мария Арзамасова: Блог о сексе — это смело только в России. Если бы я завела такой блог в Швеции или Нидерландах, я думаю, это не было бы очень смелым поступком. Я завела блог, чтобы раскрыть тему секса. Объяснить, что про секс говорить не только можно, но и нужно. Что сексуальное образование, которое отсутствует у нашего населения, — очень важная составляющая человека в социуме. Если у тебя нет навыков коммуникации с партнером, ты не знаешь, где твои сексуальные границы, о предохранении и зачатии, тебе в принципе будет сложно вести нормальную социальную жизнь.

Как к блогу отнеслись родные и друзья?

Мария Арзамасова: Мой муж Олег и подтолкнул меня к созданию блога. Изначально, когда мы пробовали запустить проект на YouTube и он стартанул не очень хорошо, Олег сказал, что я должна вести блог в Instagram. Так что мой партнер положительно относится к моей деятельности. Другого мужчины у меня и не могло быть.

Муж вдохновил Марию завести блог о сексе. Его фото и мысли иногда появляются в блоге

С мамой история посложнее: она, конечно, сначала не понимала смысл блога и ужасалась, что я «эпатирую публику», но в итоге стала моим самым верным читателем и ярым защитником в комментариях. Читая блог, она смогла получить знания, которых ей никто не мог предоставить. Доказала, что можно изменить свои взгляды, когда тебе за пятьдесят, и стала ярким примером того, что блог работает. Я ею очень сильно горжусь.

Каковы, как вам кажется, главные проблемы в сексе и отношениях между людьми в России?

Мария Арзамасова: Первая проблема заключается в отсутствии знаний. Увы, львиная доля вопросов, которые я получаю в «личку», — про то, как получить оргазм, не забеременеть, избежать ЗППП. Многие читатели не знают, как устроена их половая система. То есть в этой области у людей полное отсутствие знаний и навыков, белое пятно.

Естественно, отсутствие знаний несет за собой не самые приятные последствия. Во-первых, Россия занимает лидирующее место по распространению ВИЧ-инфекции наравне с африканскими странами. То есть в нашей стране эпидемия ВИЧ.

Во-вторых, у нас большой процент подростковых беременностей. В основном это из-за того, что многие придерживаются принципов, которые я называю «духовными скрепами»: нас учат тому, что секс — это плохо и грязно, и заниматься им следует только с законным супругом. Но живут-то люди не так! Вместо того чтобы давать нужные знания, мы получаем то, что получаем.

Огромная проблема связана с местом женщины в обществе. Исторически из-за патриархальных взглядов в обществе так сложилось, что у женщины намного меньше прав. Соответственно, роль женщины в сексе определена тем, что она должна подчиняться, «давать» мужчине. Секс превращается в своеобразный предмет торга: нужен он априори мужчинам, а женщины занимаются сексом не потому, что им нравится, а исключительно в обмен на что-то. Это не партнерские отношения, это торговля. Партнерские отношения — это когда оба человека получают наслаждение от секса и с удовольствием им занимаются. У нас женщине в обществе не позволяется это делать: за проявление сексуальности ее осуждают, оскорбляют.

Мария настаивает на том, что секс — обоюдное удовольствие, а не предмет торга. Если это не так, значит с отношениями не все в порядке

Третья проблема — отсутствие оргазмов. По статистике 80% женщин не испытывают оргазм от проникновения. Это тоже говорит о многом. И об отсутствии знаний, о чем я говорила в начале, и о том, что сложно испытать оргазм, когда чувствуешь себя кругом виноватой за то, что занимаешься с кем-то сексом.

Изначально ваш блог базировался на YouTube-канале. Через год вы его закрыли. Если бы сегодня вы нашли время и деньги на канал, то как бы действовали?

Мария Арзамасова: Мы делали его с моим знакомым, кинопродюсером Кириллом Алехиным. Сначала это были просто разговоры о сексе на дружеских посиделках за вином. Однажды Кирилл сказал, что из этого можно сделать блог. Я много лет проработала на телевидении, и первоначальный формат видеоблога на YouTube казался мне более привычным и логичным.

Как мне кажется, основная ошибка была в том, что мы делали дорогой и качественный продукт как для телевидения или кино: со студией, профессиональным оператором, цветокоррекцией видео, монтажом. Это все делало процесс дорогим. Изначально мы делали видео на энтузиазме, но себестоимость одного ролика была высокой, а рекламодатели не спешили к нам с предложениями. Энтузиазм угас. Снимать качественное видео долго и за свой счет невозможно.

Мне кажется, YouTube предполагает формат «видео на коленке» — чем меньше у тебя затрат на производство, тем больше шансов сделать контент постоянным. Еще канал на YouTube нужно продвигать. Это, как я поняла позже, необходимость для любого проекта. Каким бы крутым ни был твой блог, о нем никто не узнает, если ты не будешь его рекламировать. На своем YouTube-канале этим мы не занимались, поэтому, когда наш энтузиазм прошел, ролики мы забросили.

Это видео набрало наибольшее число просмотров на канале — 48 тыс.

Я думаю, что со спонсорами ролики было бы делать бойчее. Когда за твою работу платят деньги, ты работаешь с большим энтузиазмом. Поэтому почему нет? Команда у нас была профессиональная, канал еще можно возродить.

Вы ведете фактически текстовый блог в Instagram и Telegram. В чем для вас преимущества текстового формата, который, как многие считают, умер и ему на смену пришло видео?

Мария Арзамасова: Я веду текстовый блог потому что, прежде всего, как журналисту мне этот жанр ближе — я долго и много писала в различные СМИ. Я не считаю, что текстовый формат умирает. Вопрос в том, что, как мне кажется, на самых популярных нынешних блог-платформах — Instagram, YouTube — мало профессионалов своего дела.

Почему, например, популярные Instagram-блогеры — изначально никому не известные люди? Потому что те же профессиональные журналисты считают ниже своего достоинства опускаться до какого-то там «бложика». А действительность в том, что охват с одного блога может в несколько десятков раз превышать охват СМИ, где целая редакция работает над созданием текстов.

Я помню, как меня впервые озарило. Я работала в нескольких журналах и занимала руководящие позиции. Я представляю, какой бюджет у редакции, охват журнала, тираж, количество читателей. Показатели моего блога сначала стали опережать эти цифры, а потом перегнали статистику издательств в десятки и сотни раз, и я подумала: «надо же, там целая редакция работала над новостями, а здесь я одна, сама себе СМИ, и зачастую к моему мнению прислушивается намного большая аудитория, чем у того же журнала». Это, конечно, было поразительно.

Мария вела колонку в журнале Cosmopolitan

Я к тому, что если текст написал профессионал и сделал это грамотно, он всегда будет интересен. В любом деле важен профессионализм. Ты не закажешь фотосессию у плохого фотографа, не пойдешь на выставку плохого художника. Так же и с текстами — если ты не умеешь писать хорошие тексты, тебя не интересно читать. Я училась этому на протяжении многих лет, сначала на журфаке МГУ, а потом еще более десяти лет на практике. В этом весь секрет текстового формата.

Какие платформы для блога помимо Instagram, Telegram и YouTube вы считаете перспективными?

Мария Арзамасова: О продуктивности блоговой площадки можно судить лишь спустя время. Я прекрасно помню то время, когда в топе был ЖЖ. А сейчас ЖЖ — прошлый век. Постоянно появляются новые платформы, и если какая-то из них выделяется, находится на слуху, часто используется — значит, это оно. Сейчас в топе Instagram. Не знаю, насколько Telegram, но WhatsApp сейчас тоже сделал свои чаты, возможно, они выстрелят.

Мне кажется, большие перспективы у IGTV, поскольку Instagram все-таки, будучи лидером, придумывает новые способы заинтересовать аудиторию. Почему нет? Возможно, это будет большой конкурент YouTube, который сейчас тоже лидирующая блоговая площадка. Есть шанс, что IGTV произведет революцию в видео, потому что видео туда нужно снимать вертикальное. Кто знает, может, в скором времени будут выпускаться профессиональные камеры с возможностью съемки вертикального видео. Будет очень интересно.

Где реклама у вас продается лучше — в Instagram или Telegram?

Мария Арзамасова: Изначально Telegram я заводила как резервную площадку — у меня на время заблокировали Instagram-аккаунт. Когда ты ведешь блог на платформе, ты зависишь от ее правил и в один день все может исчезнуть. Я не сильно продвигаю Telegram, к тому же это стало проблематично. Раньше я могла в Instagram разместить ссылку на свой канал в Telegram и люди, которым удобнее было читать в Telegram, подписывались. Больше Instagram такую функцию не предоставляет — ссылки не работают.

Плюс с блокировкой Telegram в России тоже есть сложности. Ну, и в общем Telegram — специфическая сеть. Я так много на этот блог не ставлю, то есть он у меня как бы в поддержку — я дублирую туда посты, там есть своя аудитория, которой удобен Telegram. И я даже и не продаю рекламу в Telegram. Честно говоря, ко мне редко обращаются с запросами чего-то там прорекламировать, зато в Instagram каждый день десятки запросов.

В Instagram больший охват аудитории получают посты, где много комментариев. Как вы провоцируете дискуссии?

Мария Арзамасова: Когда все поняли, что большое количество комментариев хорошо для Instagram, то есть пост в выдаче показывается чаще, появились такие «сммщики от бога». Они стали писать какой-то совершенно глупый текст, а в конце добавлять: «Как считаете вы?». То есть главное — задать вопрос в конце, рассчитывая, что тебе что-то напишут в комментариях. Я так не делаю. Разве что бывает, что я задаю вопрос по теме поста.

Но в общем, как вы сами сказали в начале, тема моего блога провокационная и необычная для нашего общества. Про что бы ты ни написал, всегда найдутся люди, которым обязательно надо высказать свое мнение. Как говорится, тем и живы.

Я, будучи уже человеком взрослым, довольно спокойно отношусь к тому, что другие хотят высказать свое мнение, которое отличается от мнения автора. Поэтому я не продолжаю ветку дискуссии и не начинаю доказывать что-то в комментариях, потому что это бесполезно. Заставить человека поменять свое мнение очень сложно. Я думаю, что мне это не под силу в одном комментарии. Максимум — я могу написать какую-нибудь шутку.

Плюс в том, что многие из моих подписчиков эту дискуссию и развивают, растут большие ветки комментариев, люди друг другу что-то доказывают, на том и строится весь интернет. Как говорится, «в интернете кто-то неправ, надо срочно доказать ему обратное!»

Как вы справляетесь с негативными комментариями и троллями?

Мария Арзамасова: Откликов приходит очень много. И благодарственных сообщений, я должна сказать, намного больше негативных. Большинство читателей благодарят за новые знания, новую информацию, пишут про то, как изменилась их жизнь. Но людей, которые пишут гадости, тоже много. В основном, кстати, гадости-то не про секс, а про внешность. Наверное, это самое очевидное, про что можно сказать, если тема, которую я осветила, как-то тебя задела, — написать «ты уродина» или «ты жирная». Это не конструктивный диалог. Люди переходят на личности, как правило это глупые люди, мне с ними не очень интересно общаться, поэтому я этого и не делаю.

Ну и опять же, заведи я блог лет в 25, я бы по-другому реагировала на такое. Я могла бы обижаться, думать, что со мной что-то не так, но я уже давно про себя все знаю. Я — взрослая женщина, и когда 17-летняя девочка пишет мне гадость, ну, что я могу сказать ей? Пожалуй, ничего. В этом плане у меня есть своеобразная броня. Иногда, конечно, если попасть под настроение, то можно ее пробить, но регулярные визиты к психологу помогают мне с этим справиться.

У вас несколько тегов для постоянных рубрик: #машадавай_бодипозитив, #машадавай_тестдрайв, #машадавай_литература, #машадавай_сексуальноеобразование. Какие темы и форматы лучше «заходят» аудитории?

Мария Арзамасова: Это не совсем рубрики. Тегами я пытаюсь отобразить популярные темы, про которые приходит больше всего вопросов в личку.

Очень большой отклик получает тема бодипозитива — это любовь к себе. В нашей стране с этим большие проблемы. У нас считается, что если у тебя внешность не как у героя с глянцевой обложки, то сексуальной жизни у тебя быть не может. Я всячески пытаюсь разрушить этот стереотип и доказать, что секс бывает у любых людей и вообще любовь к себе — это основополагающая счастья. Если ты себя не полюбишь — никто тебя не полюбит. Почему-то эта тема встречает больше всего негатива: когда я ее поднимаю, приходят хейтеры и пишут про то, что я жирная и страшная и не имею права писать о сексе.

Мария снялась в рекламе нижнего белья и показала, что его носят не только отфотошопленные модели

Сохраняют очень много полезных постов с рекомендациями по литературе, советами как говорить с детьми о сексе в разном возрасте, технические истории про анальный секс, сквирт. Про это очень много вопросов из-за нехватки знаний. В целом все хорошо «заходит».

Есть ли у вас в планах новый большой проект?

Мария Арзамасова: Да, несколько издательств уже связывались со мной и предлагали написать книгу. Я надеюсь, что я-таки соберусь с силами и сделаю это, как только преодолею свою лень.

Мне очень нравятся живые встречи с людьми в формате образовательных лекций. У темы секса мало того что нет никаких спикеров — на тему секса вообще говорить не принято. Мне хочется, во-первых, снять табу с темы секса, а, во-вторых, стать одним из главных спикеров на тему секса, нести знания в массы.

И, возможно, в какой-то момент в моих силах будет продвинуть идею сексуального образования в школах на государственном уровне. Почему бы и нет?

Оригинал интервью на медиаплатформе Hello Blogger