Как задняя часть слона решила стать губернатором

13 May

Долго не решалась идти на этот спектакль. Всё думала, ну о чём можно говорить под заголовком «Задняя часть слона»? Оказалось, что театр тоже долго раздумывал по поводу постановки данной сатирической пьесы Андрея Райкина. История ждала своего театрального создателя и, конечно же, дождалась (зря что ли в Школе современной пьесы воспитывают новое поколение режиссёров?).

Спектакль в ШСП поставила Грета Шушкевичуте ― молодой режиссёр, постановщик резонансного спектакля «Нью-Йорк. 80-е. Мы» по откровенным воспоминаниям Михаила Шемякина. На этот раз Грета предложила своё решение острого памфлета Андрея Райкина.

Фото Елены Морозовой

Главного персонажа ― стареющего артиста Матвея Матвеевича Запорожца, застрявшего на одной роли (роли задней части слона) в детском театре ― сыграл народный артист России Юрий Чернов. Кстати, в его «забеге на длинную дистанцию» (а именно так Юрий Николаевич определяет жизнь человека) есть опыт цирковой антрепризы, т.е. артист не понаслышке знает о том, как играть отдельными частями крупных животных, как ходить вдвоём в одном костюме и веселить молодое поколение.

Всё действие происходит будто в костюмерной, где можно на выбор примерить любой костюм. И вот, герою выпадает шанс «выбрать костюмчик посолиднее и побогаче» и попробовать себя в другой роли, отойти наконец от 30-летнего амплуа чьей-то хвостатой задницы.

Спектакль не о том, что кто-то кого-то продаёт или подставляет, даже не о нарушении собственных принципов и взглядов. Жизнь даёт нам шанс изменить направление. Да, предложение исходило от тех, кому обычно не отказывают. Но если посмотреть шире ― ведь это же классическая история о бедном артисте, который давно мечтал сыграть своего характерного персонажа, пусть и в роли проворовавшегося губернатора-коррупционера. Только кому-то легко удаётся быстро сменить амплуа, как жене героя, лёгкой на подъём Кларе (Джульетте Геринг), а вот главному герою (снявшему с себя толстую кожу слона) нужно время на переговоры с собственной совестью.

Фото Елены Морозовой

Отметила для себя интересную подачу внутреннего мира жены героя. Она всё время сидела в огромном сундуке. Там и дом, и постель, и весь её мир. Как много таких Клар, которым большего-то и не надо, они счастливы, когда муж приходит с работы, когда выполняет её прихоти, когда соглашается переехать туда, где живёт её мама, даже если путь лежит в Израиль...

Фото Елены Морозовой

В спектакле много современных перекличек с реальностью. Молодое поколение, сидевшее на соседнем месте, оценило и выступление митингующего Погромова (Алексея Гнилицкого), и упомянутый вечный процесс перекладывания плитки в городах, и живой звук оркестра, и говорящие фамилии, например, секретарши Венеры Готовой (Марии Раевской). Театру отдельное спасибо за такой отклик в душе одного из зрителей. За приглашение благодарю сообщество московских блогеров «Люблю Москву», с кем продолжаю открывать всё новые и новые имена, площадки и постановки.

Следующий раз «Задняя часть слона» на сцене Школы современной пьесы на Неглинной улице, д. 29, с. 1, пройдёт 27 мая, 30 июня и потом только 15 сентября 2021 г.

Анжелика ЛУКИНА,
фото Елены Морозовой, Александра Россоловского
и
из театрального архива

Если текст понравился, не пожалейте лайк и подписывайтесь на канал "Культурная карта". В нём мы рассказываем, где были и что видели, и надеемся, что эта информация приносит пользу нашим читателям. Кстати, предложите свою точку для карты. Приглашения пишите в чат.