Перепотребление и токсические ткани

09.04.2018

Медиакоординатор токсической программы Гринпис Виолетта Рябко рассказывает о том, чем грозит планете перепотребление, как мода губит окружающую среду и почему спортивная одежда может быть опасна для здоровья.

На Западе решение экологических проблем уже давно вышло на первый план, в некоторых странах законодательно запрещено использование пластиковых пакетов, во многих государствах раздельный сбор внедрён повсеместно и уже давно отлажен. Там всё больше людей начинают задумываться о других, более частных проблемах, например, о перепотреблении и использовании в производстве токсичных веществ.

В России сейчас об этом даже не задумываются, мы пока заняты введением раздельного сбора и налаживанием переработки вторсырья. А в той же Европе уже давно задумываются о проблеме перепотребления. Начиная от пакетов, когда каждый банан упаковывается в отдельный пакетик, те же замороженные овощи продаются уже в пакете, а потом на кассе складываются в ещё один пакет, и заканчивая проблемой фаст-фешн, когда мы каждый месяц покупаем одежду, не потому что старая стала непригодной для носки, а потому что она стала немодной. При этом покупателей мотивируют агрессивной рекламой, всевозможными скидками, чёрными пятницами, призывая покупать миллионы, по сути, ненужных вещей. Всё это потом очень быстро оказывается на свалках, а одежда достаточно сложно перерабатывается: там очень много разных материалов, используются в том числе и токсичные вещества, всё это в итоге просто разлагается и попадает в воду, в почву. И это при том, что ещё до отправки одежды на свалку эти токсичные вещества сливаются в водоёмы — во время производственного процесса.

ОСНОВНАЯ ПРОБЛЕМА, КОТОРАЯ СТОИТ СЕЙЧАС ПЕРЕД ЧЕЛОВЕЧЕСТВОМ, — ЭТО ОСОЗНАТЬ, ЧТО СЧАСТЬЕ НЕ В ВЕЩАХ, НЕ В ПОТРЕБЛЕНИИ.

Различные исследования психологов показывают, что при совершении покупки человек испытывает кратковременное удовлетворение. Так как оно недлительное, человеку нужно покупать всё больше и больше, и компании используют это свойство человеческой психики, не задумываясь о том, что все мы рискуем быть погребёнными под тоннами никому не нужных вещей на свалках.

Сегодня Гринпис развивает проект, основанный на идее отказа одновременно от токсичных веществ и от перепотребления, в первую очередь одежды. Название проекта — Детокс. Специалистами Гринпис было проведено несколько исследований, охватывающих большой диапазон одёжных марок, от масс-маркета до премиальных брендов, от H&M до Louis Vitton, самые известные мировые марки, продающиеся уже практически в каждой стране, во всех крупных городах. Оказалось, что практически все они используют при производстве своей одежды те или иные токсичные вещества — для покраски в определённый цвет, для нанесения рисунков и многого другого. Например, последнее исследование было посвящено спортивной одежде, в том числе водонепроницаемой.

ДЛЯ ТОГО ЧТОБЫ ТКАНЬ СПОРТИВНОЙ ОДЕЖДЫ СТАЛА ВОДОНЕПРОНИЦАЕМОЙ, ИСПОЛЬЗУЮТ ОПРЕДЕЛЁННЫЕ ВЕЩЕСТВА, КОТОРЫЕ НАЗЫВАЮТСЯ PFC (ИЛИ ПО-РУССКИ ПФС) — ПЕР- И ПОЛИФТОРИРОВАННЫЕ СОЕДИНЕНИЯ. ОНИ ДОСТАТОЧНО ОПАСНЫ, ВЛИЯЮТ В ТОМ ЧИСЛЕ И НА РЕПРОДУКТИВНУЮ СИСТЕМУ.

Вначале при производстве завод, на котором изготавливается эта одежда, сливает сточные воды с остатками этих веществ. Большая часть производства находится в Китае, там всё плохо с законодательством в плане экологии, а фильтров недостаточно для очистки. В итоге остатки токсических веществ сливаются в водоёмы, что влияет в первую очередь на рыб и на всех морских жителей, потом это всё распространяется по всему миру, так как у рек нет государственных границ, они текут по всей Земле, так или иначе отходы производства попадают в наш организм, пусть и в микроскопических дозах, но со временем эффект накапливается и начинает на нас влиять. Это в том числе одна из причин всемирных проблем с зачатием. Второй этап — ношеная одежда отправляется на свалки, где разлагается, в результате чего токсичные вещества опять же проникают в почву и воду.

Гринпис провел исследование. Оказалось, что почти все мировые бренды используют токсичные вещества. Результаты исследований были обнародованы, люди стали писать петиции, стали массово и демонстративно отказываться от покупки такой одежды, в результате под давлением общественности около тридцати мировых брендов сформировали план по отказу от использования в производстве этих токсичных веществ. Среди них, например, H&M, Adidas, Valentino и другие. Соответственно, производителям и поставщикам этих веществ также приходится отказываться от наиболее токсичных продуктов, переориентировать производство, заменять опасные вещества более безопасными альтернативами.

Вторая проблема — люди слишком много покупают. Причём покупают не какую-то функциональную и качественную одежду, которую можно носить годами, а привыкают менять гардероб каждые три месяца. Это приносит лишь кратковременное удовольствие, которое вряд ли стоит тех денег, что на него тратятся, и тех проблем, которыми перепотребление чревато для окружающей среды.

Виолетта Рябко, медиакоординатор Гринпис

Редакция благодарит за помощь в подготовке материала Международную общественную организацию Гринпис.

Больше статей на justtalks.ru