Министерство образования против Науки

Во вторник президент РАН Александр Сергеев выступил на Московском экономическом форуме.
Там он прямым текстом заявил, что пора бы уже отменить, наконец, в России ЕГЭ. Он мотивировал это тем, что в России стремительно падает престиж Науки, и что идёт утечка умов за рубеж.Ответ не заставил себя долго ждать.

Министр образования Ольга Васильева передала через пресс-службу ставшую уже привычной мантру о том, что система ЕГЭ позволяет поступать в вузы всем на равных условиях. Мол, не надо трогать ЕГЭ, давайте эту систему совершенствовать, и всё будет хорошо. Забавно, что пресс-секретарь Васильевой Андрей Емельянов даже проявил "заботу" о детях, добавив что нельзя критиковать ЕГЭ во время подготовки к экзаменам, т.к. от этого у школьников будет стресс.Чуткий дядечка.Полное название ведомства, которое возглавляет Васильева - "министерство образования и Науки". Т.е. Васильева либо не понимает, что ее задача помогать развитию Науки в России, либо делает вид, что не понимает.

А вот Александр Михайлович - учёный. И для него развитие (хотя, сейчас речь идёт скорее о выживании, если не о восстановлении) Науки - не пустой звук.Когда я слышу разговоры о необходимости сохранения ЕГЭ, мне сразу вспоминается прекрасный роман Уилсона Митчела "Живи с молнией" (в Советском Союзе его ещё издавали под названием "Жизнь во мгле"), рассказывающем о жизни молодого физика Эрика Горина. Через всё произведение проходит вопрос, заданный ему деканом университета в самой первой главе: "Скажите, почему вы хотите стать ученым?"

Эта книга ведёт нас через те препятствия, через которые приходится идти Горину, показывает нам, как мир сопротивляется его страсти к научной работе. И, между прочим, в произведении не особенно-то и даётся ответ на вопрос, почему человек умудряется преодолевать эти трудности.Профессор Олег Юрьевич Охлобыстин в своей научно-популярной книге "Жизнь и смерть химических идей" напоминает о частом сопоставлении Науки с линией фронта между известным и неизвестным, а также о выборе, где на этой линии следует находиться - идти вместе со всеми, не забегая вперёд и не отставая, или же ринуться резко вперёд, в неизвестное.

Это самое "резко вперёд" - и есть фундаментальная Наука. И именно там, на неизведанной территории и происходят все открытия. И только люди, чуждые конформизму, способны, по мнению Олега Юрьевича, заходить туда вдаль.

Уходить в неизведанное - большой риск, потому что результат никто не гарантирует. Может быть будет открытие, а может - нет.Академик Сергеев прекрасно понимает, что не каждый человек, решивший заняться Наукой, способен ответить самому себе на вопрос "почему вы хотите стать ученым?" Он знает, что для того, чтобы решиться двигаться в неизвестное, нужно долго и целенаправленно воспитывать в себе определённые качества, которые помогут это сделать. Наука - это не просто изучение нового. Это - целое мировоззрение, предполагающее движение вперёд зачастую без ориентиров, вслепую.Задача школьного образования - дать общие знания и навыки для всех профессий. Если человек поступает в вуз, т.е. выбирает занятие Наукой, то ему нужны дополнительные знания и навыки, а также некоторое взросление, чтобы быть готовым их применить.

Задача ЕГЭ как инструмента разрушения образования состоит в том, чтобы схлопнулась разница между выпускным школьным экзаменом и вступительным институтским. Только убрав эту разницу, можно ликвидировать дополнительное образование. В этом же задача сторонников ЕГЭ - пусть исчезнут учебные кружки и секции, где дают навыки, как воздух необходимые для того, чтобы ученик получил возможность для профессионального овладевания новыми высотами в выбранной им профессии.Почему же министр Васильева делает вид, что не понимает этого всего? Попробую сделать предположение.

Я уже ранее описывал более подробно схему, как ЕГЭ уничтожает возможность для человека реализовать себя в какой-то профессии, рассказывая, как в Москве идёт попытка ликвидации знаменитого Центра детского творчества "Созвездие" в Тропарёво-Никулино.Так вот, в ходе борьбы родителей и педагогов с помощью "Родительского Всероссийского Сопротивления" за "Созвездие" выяснилось, что ликвидация дополнительного образования - только часть борьбы с будущим России. Учебные заведения сейчас уже используются не только для ликвидации как дополнительного, так и обычного образования.

И я описывал, как в школах Москвы пропагандируется толерантность, как ученикам навязывают глухую антисоветчину, как продвигаются, не побоюсь этого слова, античеловечные методики "воспитания" вроде Монтессори, как на все эти фокусы спокойно реагируют в Департаменте образования...Давайте теперь просто посмотрим, кто непосредственно исполняет эту грязную работу по лишению наших детей будущего. Приведу пример из истории с тем же "Созвездием". Новый директор Александр Котягин решил дать интервью внутришкольной детской газете. Как думаете, что директор должен был бы сказать ученикам? Дать им какой-то хороший совет? Пожелать им хорошо учиться? Посоветовать идти за своей мечтой?Заявления директора вас изумят.

Вот ссылка, если не верите: http://vk.com/wall-146437334_789 Директор Котягин прямым текстом заявил, что в детстве хотел стать вождём племени, что пошёл в педагоги потому, что за девчонками увязался, которые шли сдавать экзамен, что в школе он не делал домашнее задание и был троечником.Ещё раз напомню, это - школьный директор, которому родители доверяют своих детей, надеясь, что из них вырастут добропорядочные граждане нашей России. Этот директор говорит, что стал большим начальником, потому что плохо учился и бегал за девочками.

Осознав это, становится понятным, почему министр Васильева попёрла против РАН. Она испугалась, что в противном случае ей придётся воевать с армией таких вот котягиных и покрывающих их в депобразах чиновников. С интеллигентами в очках Васильевой спорить явно проще.Жаль, что долговременное существование России при таком раскладе является крайне проблематичным.