Спираль понижения уровня математики в школах заложена в ЕГЭ

31.03.2018

Уровень математического образования по математике неуклонно падает. Спираль этого понижения заложена в механизм ЕГЭ. Этот механизм позволяет для успешной сдачи не учить всю программу, а натаскиваться на заранее известные типы задач. Но без общей культуры, которая бы осваивалась при изучении всего остального, и эти задачи решаются всё хуже. Тогда, чтобы показатели не снижались, снижают и уровень заданий, для чего уровень знаний заблаговременно замеряется через механизм «пробного ЕГЭ».

И когда уже общего снижения уровня не скрыть, делается следующий шаг — объявляется, что математика и не нужна тем, кому её не сдавать на вступительных в вуз. Но сказать «совсем не нужна» они не могут — по закону математика сдаётся обязательно. Тогда появляется «базовый уровень». Узаконивается безобразная подмена — будто школьное образование нужно не для того, чтобы стать «образованным человеком», а только чтобы поступить в вуз, и нужно только по тем предметам, которые нужны для поступления — предметам ЕГЭ. И математика нужна только для поступления, а не потому что она «ум в порядок приводит». Ум, считается теперь, большинству не нужен, ему нужны навыки на уровне чуть выше прежней начальной школы.

РВС выступало против деления на уровни ещё на своём II Съезде летом 2015 года, настаивая, что «образование должно быть всеобщим — без рахделения по уровням, профилям и по достатку родителей». Обязательный уровень должен быть единым и высоким.

Именно против такого единства выступили либеральные словесники, атакуя новый стандарт по литературе. Министр сделала необходимый шаг, причём настолько естественный, что его несделанность до сих пор невозможно объяснить добрыми намерениями. Она, фактически вернула стандарту смысл стандарта, то есть 1) свода требований к подготовленности ученика 2) по каждому году обучения. Чтобы образовательное пространство было единым по всем программам, и чтобы можно было учить и учиться, ориентируясь на требования, а не навязываемые странные программы. Чтобы была основа для того, чтобы дать методическую свободу учителю — «учи как хочешь, но вот этому», и иметь возможность проверить — кто умеет, а кто не умеет научить.

И тут свободные от обязанности давать определённое содержание словесники, среди которых видные реформаторы нашего образования, завизжали. Потому что они поняли, что замена ориентации на программы (как в законе) ориентацией на единые требования — это простая и смелая контрреформа министра.

Васильева увидела, что происходит, и взялась исправить вопиющую бессмыслицу — свободу не методов, а содержания образования, из-за чего уровень образования резко упал, а на рынке образовательных услуг расплодилось множество шарлатанов, которые отличаются не умением научить, а умением объяснить родителю, чему его ребёнка учить НЕ надо. (Подробнее я об этом уже писал).

Васильева увидела коренную проблему, и стала её решать. А проблему «базового уровня» ещё не увидела. Как и суть механизма ЕГЭ.

Поэтому автор статьи совершенно прав по существу проблемы — разделение на базовый и профильный уровень губительно. Вопрос только в том, чтобы правильно видеть направление процесса, и правильно на него влиять. Потому что это разделение внедрила не Васильева.

А значит, есть разница — говорить «Министр, ты губишь не только литературу, но и математику!» - невольно поддерживая разъярённых идеологов сворачивания образования.. Или говорить: «Министр, ты исправляешь ситуацию в одном, исправь и в другом». Последнее — вернее.

Александр Коваленин, РВС

Напомним, 22 марта в программе «Полный контакт» на радио «Вести FМ» министр образования Ольга Васильева прокомментировала ситуацию вокруг нового федерального государственного стандарта основного общего образования, мотивировав необходимость его принятия созданием единого образовательного пространства, включающего единые программы и линейки учебников, число которых необходимо сокращать, сообщало IA REX.

В целом, министерство планирует радикальное упрощение программы по математике: уже на стадии общей школы (5−9 классы) математика делится на базовый (крайне упрощенный) и углубленный (сложный и объемный) уровни. Из всех предметов школьной программы такой дискриминации планируется подвергнуть только математику. Это важно, потому что математика существенно связана с физикой, химией, биологией.