ЦБ обяжет банки спрашивать согласие клиентов на зачисление при помощи смс

Лихорадку с денежными переводами на карты физических лиц в этот раз решил подогреть ЦБ России.

Банк России разместил проект изменений для публичного обсуждения в положение "О правилах осуществления перевода денежных средств".

Документ предусматривает установление обязанности банков запрашивать у клиентов согласие на зачисление денег на счет, в случае если при переводе использовался «идентификатор, позволяющий однозначно установить номер банковского счета».

Например, в Сбербанке по смс есть возможность перевода на карту клиента Сбербанка по номеру телефона.
В апреле Mastercard объявила о запуске сервиса, который позволит переводить деньги по номеру телефона на карты любых банков (причем не только Mastercard, но и Visa). К платформе пока присоединился только Райффайзенбанк. При переводе средств по номеру телефона получатель для зачисления на счет должен ввести код подтверждения, пройдя по специальной ссылке.
Переводы на банковский счет по номеру телефона могут в некоторых случаях стать причиной судебных разбирательств, говорят опрошенные РБК юристы. Одно из возможных негативных последствий — предъявление требования о взыскании неосновательного обогащения, говорит юрист практики разрешения споров и банкротства «Линии права» Кирилл Коршунов. В этом случае инцидент может быть исчерпан уже после того, как клиент, на чей счет поступили деньги, просто вернет их плательщику.
Серьезные риски такие переводы создают для должностных лиц. Учитывая запрет на получение подарков для государственных и муниципальных служащих, по закону в случае зачисления денег на счет они должны сообщить о случившемся работодателю и сдать деньги — в противном случае возможны дисциплинарные взыскания, объясняет Коршунов. Кроме того, не исключена возможность «инсинуаций в отношении добросовестных чиновников»: например, несанкционированный перевод может искусственно создавать видимость наличия конфликта интересов, заключает юрист.
Информация о подозрительных клиентах попадает в единый список, которым пользуются все банки. Возникнут проблемы с осуществлением банковских операций, в том числе со снятием наличных, заключает Терехин.
Но жалобы от клиентов банков, связанные с зачислением денег из неизвестных источников, — редкий сюжет, говорит председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП) Дмитрий Янин. Поэтому механизмы дополнительной идентификации, такие как СМС-согласие клиентов банков на зачисление денег, являются излишними, считает он.
Что касается удобства для клиентов, то необходимость давать согласие на каждый перевод по номеру телефона, безусловно, осложнит эту процедуру, говорит основатель и партнер UsabilityLab Дмитрий Сатин. Финансовая грамотность среди населения невысокая, поэтому какое-то количество пользователей будет путаться с подтверждениями. Многое будет зависеть от того, как технически будет реализовано получение согласия от клиента каждым банком.

Подробнее на РБК:
https://www.rbc.ru/finances/21/06/2018/5b2b58d99a79470ce7b8f74b