Зачем нам нужны народные сказки?

26.05.2018

До недавнего времени я считала, что некоторые русские народные сказки - слишком просты, иногда глупы и лишены смысла.

Например - Курочка Ряба или Колобок. Ну вот в чем смысл-то? Дурость какая-то - то одно яичко снесет, то другое. Бабка с дедом вместо того, чтобы золотое яйцо продать и жить припеваючи - зачем-то пытаются его разбить.

Ещё обратила я внимание на следующее : ребенок не понимает многих слов в русских народных сказках. Наша современная речь наполнена новыми словечками, заимствованными из других языков. Эта речь звучит с экранов, читается в журналах, присутствует в общении между людьми.

А слова из сказок, из русской классики становятся день ото дня все мудрёнее, превращаются в незнакомцев.

Вполне возможно это и есть естественное развитие любого языка. Что-то отмирает, что-то появляется. Люди планеты Земля постепенно начинают разговаривать между собой на одном, интернациональном языке. И мы все участвуем в этом превращении.

И безвозвратно теряем ценности, сохраненные и переданные потомкам, в виде сказов и сказок.

Только эти сказки пережили не один век, рассказывались-читались бабушками-дедушками внукам тысячекратно. И не зря. Сказки-то с двойным, а то и тройным дном.

И даже если не принимать во внимание весь сакральный смысл этих сказок, то их основная цель - сохранить жизнь и здоровье детям - вполне понятны уже детям на ясельном уровне. В частности, "Петушок-Золотой Гребешок " , "Волк и семеро козлят" - белым по черному говорят, что нельзя доверять незнакомцам, последствия могут быть плачевны.

Вот, например, сказка Колобок. Которая читается обычно совсем малышам. А оказалось - у сказки несколько смыслов:

1. Знакомство детей с астрономией. Колобок - луна. Звери, которые встречались по дороге (в первоначальном варианте там их куда больше - есть Лебедь, Ворон) - откусывали его понемногу. Так и Луна на небе - тает день ото дня, пока не исчезает совсем...
2.Колобок - душа, интеллект, характер человека. Слишком умный, красивый до аппетитности, самоуверенный товарищ. Но на каждого мудреца находится тот, кто поумнее и коварнее.
3.Учит детей не слишком-то доверять приятным и ласковым незнакомцам. Итог доверчивости жесток и предсказуем.

Или сказка - Курочка-Ряба.

1. Яйцо - символ Вселенной, символ вечности. Не надо плакать над разбитым одним яйцом, пусть даже золотым, курочка снесет еще одно - простое. На смену одной Вселенной (золотой) приходит другая...И если поставить два яйца рядышком - то получается что-то вроде перевернутой восьмерки.
2.Неадаптированные текст этой коротенькой сказки намного длиннее того, что мы с детства знаем. Там присутствуют такие герои как попова дочка, попадья, поп, которые "заразившись" горем дедушки и бабушки на пустом месте , очень плохо закончили свою жизнь. Если честно - жизненно, мировые скандалы порой возникают на пустом месте. Здесь яйцо выступает как символ смерти.
3.Золотое яйцо - было пустым и бесполезным, несмотря на всю свою внешнюю красоту. Дед с бабкой (выражение глупости) плакали-истерили над никчемной по сути вещью. Курочка (олицетворяющая мудрость) пожалела их - снесла простое, но настоящее, полное жизни яичко. Смысл - бессмысленно тратить свои нервы на ненужные вещи, события, делать из мухи слона и т.д.

Теперь о "Репке" - незамысловатой детской сказочке. И тут ведь много чего заложено.

1.Опять знакомство с астрономией. Репка -олицетворяет солнце, а те кто ее "тянет-потянет" - планеты вокруг светила. Первоначально в неадаптированной сказке присутствовали еще Отец и Мать.
2. Репка – достояние и мудрость Рода, его корни. Дед – Древняя Мудрость, Бабка – традиции дома, хозяйственность, Отец – защита и опора, Мать – любовь и забота, Внучка – дети, внуки, Жучка – достаток в Роду, есть что охранять, Кошка – благостная обстановка в Роду, Мышка – благосостояние семьи, «где нечего есть и мыши не водятся».
3. Вместе мы - Сила! (Этот смысл детям более понятен. )

Замечу, в последнее время идет какая-то непонятная возня вокруг учебной дисциплины "Литература", которая в мое советское прошлое не только делала нас образованными и самыми читающими людьми в мире, но прививала нравственные основы. Сейчас пытаются урезать и уменьшить объемы классической литературы. Поставить какие-то шедевры из современной литературы. Не спорю, много талантливых авторов, много интереснейших произведений, даже шедевры может есть. Только не на всяком шедевре можно учить подрастающее поколение.

Если уметь читать и понимать прочитанное (я о старой доброй классике) - многое в мире становится понятным и простым. Тот же Некрасов, Толстой, Достоевский - очень актуальны в нашей жизни.

Спасибо за внимание.