Как составлять техническое задание для SEO-текста

31.03.2018

У фрилансеров есть поговорка: «Без ТЗ результат ХЗ». Без подробного технического задания результат может быть самым неожиданным. ТЗ помогает автору понять, чего хочет клиент, а заказчику — прописать все требования к тексту и получить хороший контент. Давайте разберемся, как составлять техническое задание для SEO-текста.

Пропишите цели и задачи текста

SEO-тексты тоже читают, поэтому они должны нести пользу. Расскажите, зачем вам нужен контент, например:

  • Подробно рассказать о товаре или услуге
  • Рассказать об ассортименте всего магазина или выборе в отдельной категории
  • Подтолкнуть к заказу услуги или товара

Если целей несколько, напишите их списком или перечислением.

Укажите объем

В оптимизации важны множество нюансов, в том числе объем текста. Его обычно измеряют в збп — знаках без пробелов. Укажите необходимый вам объем: точным числом, нужным диапазоном или числом с допустимыми отклонениями. Например:

  • 2500 збп
  • 2500–3000 збп
  • 2500 ± 100 збп

По поводу оптимальной длины SEO-текста есть много споров. Например, проект ImtecSEO рекомендует писать тексты длиной 2000–3000 символов для разделов каталога. Студия поискового маркетинга Semantica рекомендует учитывать множество факторов, равняться на конкурентов и не забывать о пользе. В любом случае контент должен быть полезен пользователю, поэтому можно оставить объем «открытым».

Дайте информацию

Чтобы контент был фактически верным, дайте ссылки на авторитетные источники информации: например, на сайт производителя товаров, статистические данные, презентацию компании. Автор потратит меньше времени на поиски данных и не сделает фактических ошибок.

Так можно предоставить автору идеи и информацию для текста
Так можно предоставить автору идеи и информацию для текста

Набросайте структуру

Структуру можно оставить на усмотрение автора или набросать ее самому в форме тезисов, заголовков или подзаголовков, отдельных блоков. Напишите о том, что обязательно должно быть в тексте — например, информация о доставке или призыв заказать товар со скидкой.

Автору будет легче писать по точной структуре, и он не упустит ничего важного
Автору будет легче писать по точной структуре, и он не упустит ничего важного

Структуру предоставляет Анатолий Чупин — основатель проекта IM blog. Вот что он говорит о своем опыте:

Подход к созданию ТЗ для авторов такой — дать понимание того, что мы хотим видеть в тексте. Проще всего сделать это с помощью структуры, по которой будет написана статья. Но в данном подходе есть существенный минус: автор ставится в достаточно жесткие рамки, которые могут ограничивать возможность творчества.
Анатолий Чупин

основатель проекта IM blog

Подберите ключевые слова

Укажите ключевые слова, которые нужно использовать в тексте. Соберите их с помощью Яндекс.Вордстата, Megaindex, Мутагена или другого сервиса.

Пропишите все необходимые ключевые слова, которые автор должен использовать в тексте. Но следите за тошнотностью: не используйте слишком много ключей, чтобы избежать переспама.

Читайте подробнее о тошноте текста в нашей статье

Укажите нужное количество точных и разбавленных вхождений. Поисковые системы одинаково хорошо «считывают» и точные, и разбавленные ключевые слова — при составлении ТЗ руководствуйтесь анализом конкурентов, личным опытом или другими факторами. Можете просто дать автору список слов, которые должны быть в тексте, или указать точное количество необходимых вхождений каждого из них.

Пример ТЗ с точным количеством нужных вхождений ключевых слов
Пример ТЗ с точным количеством нужных вхождений ключевых слов

Приведите примеры

Дайте ссылки на примеры текстов, которые вам нравятся. Это поможет автору лучше понять, какой результат вам нужен. Можно написать просто список примеров или подробно рассказать, что именно вам понравилось в каждом из них — подача, структура или визуальное оформление.

Первые тексты для нового проекта я обычно пишу сам, согласовываю их с клиентом, и уже после этого предоставляю эти тексты в качестве примера для авторов.
Юрий Уленгов

редактор

Расскажите, чем проверять

Укажите, какими сервисами автор должен проверить готовый текст. Напишите необходимые диапазоны результатов, например:

  • Не меньше 95/100% уникальности по Адвего с глубокой проверкой в десктоп-версии
  • Не меньше 8 баллов в Главреде
  • Не больше 50% заспамленности и 15% «воды» по Текст.ру

Это поможет сразу получить текст с нужными характеристиками, а не тратить время на дополнительную переписку или подгонку параметров.

Пропишите нужные параметры, чтобы не подгонять их потом
Пропишите нужные параметры, чтобы не подгонять их потом

Расскажите, о чем лучше умолчать

Если какой-то информации не должно быть в текстах, прямо напишите об этом. Например, попросите автора:

  • Не использовать аббревиатуры, которые могут запутать пользователей
  • Не писать полное название компании
  • Не ставить гиперссылки на сторонние источники информации

Допишите то, что важно

Напишите о других важных требованиях или пожеланиях — например, о том, что:

  • В тексте желательно использовать статистику и результаты исследований
  • Нужно взять интервью у экспертов и рассмотреть вопрос с разных сторон
  • Текст нужно писать шрифтом Arial, размер кегля — 12
  • Желательно использовать маркированные списки вместо нумерованных
  • Ключевые слова нужно выделять цветом или заливкой

Если следовать нашему примеру, у вас получится короткое, емкое и понятное техническое задание:

Пример технического задания на написание SEO-текста для ИМ наручных часов
Пример технического задания на написание SEO-текста для ИМ наручных часов

Поставьте дедлайн

Укажите срок сдачи текста, используя конкретную формулировку: 01.07.2018 или до 7 мая 2018 года. Не используйте расплывчатые формулировки — через неделю, через 2-3 дня,в следующем месяце. Это убережет от лишних споров в дальнейшем: например, вы написали ТЗ 12 января, поставили срок «через 2 дня», то есть текст нужен 14 января. А автор прочитает ТЗ только 13 января, и понятие «через 2 дня» для него другое — 15 января.

Важные нюансы, которые помогут сделать ТЗ лучше

Пишите короче. Авторы не любят длинные ТЗ на несколько страниц. Если у вас много требований к контенту, лучше составить редполитику и прописать в ней характеристики целевой аудитории, оптимальное оформление статей, требования к параметрам по разным сервисам проверки и другие важные детали. Впоследствии каждому автору можно будет высылать короткое ТЗ с ключевыми словами и необходимым объемом — все остальное они найдут в редполитике.

Читайте также: Что такое редакционная политика и зачем она нужна

Чем конкретнее — тем лучше. Не используйте в ТЗ качественные прилагательные: например, «красивый», «хороший» и «цепляющий» текст — понятия о красоте у всех разные. Лучше используйте четкие критерии оценки будущего текста, которые можно измерить: например, напишите, что статья должна набрать не меньше 8 баллов по Главреду.

ТЗ лучше не менять. Техническое задание подтверждает договор между клиентом и автором, а условия договора «на ходу» менять не принято. Если вы выдвинете новые требования к тексту после того, как автор написал его, он может потребовать доплаты и будет прав — изменение ТЗ в большинстве случаев означает увеличение объема работы. Если внести изменения необходимо, объясните их причины автору: скорее всего, исполнитель пойдет вам навстречу.

Подведем итоги: как составлять ТЗ

  • Пропишите цели и задачи текста
  • Укажите объем: точный или в необходимом диапазоне
  • Поставьте дедлайн, указав точную дату
  • Дайте информацию о товаре или услуге, поставьте ссылки на авторитетные источники
  • Набросайте примерную структуру текста или оставьте ее на усмотрение автора
  • Подберите ключевые слова и укажите число нужных вхождений
  • Приведите примеры текстов, которые вам нравятся
  • Расскажите, какими сервисами нужно проверять статью и какие показатели нужны
  • Расскажите, что лучше не писать в тексте
  • Добавьте в ТЗ все, что важно — рекомендации по оформлению, выделению ключевых слов, использованию источников и т. д.

Источник: статья на Content.Guru Как составлять техническое задание для SEO-текста
Больше полезных материалов → ru.content.guru