"Глас вопиющего в пустыне" - глубокая вера, или развитие русского языка?


Многие фразеологизмы появились не на ровном месте. И существовали давно, хотя о данном мало кто поведает в наши дни. Чтобы узнать значение того или иного речевого оборота, нужно смотреть, кем и когда он использовался в своей истории.
Фразеологизм «Глас вопиющего в пустыне» появился давно. Прямо с момента прихода религии в жизнь обычного русского человека, люди старались открыть для себя иные формы Библии. Уже тогда Византия показывала, как именно надо жить, и по каким заветам. Ради того, чтобы торговать с данной успешной страной, было решено следовать по особому пути. Который целиком и полностью диктовалась правителем страны.
Так что, изначально, после прочтения Библии, данная речевая форма использовалась, по существу. Надо сказать, что люди не особо старались придумывать ей новые формы. Новая религия им не нравилась, и читать ее целиком и полностью они не хотели. Фразеологизм использовался как форма вопрошания, когда речь шла о человеке, что в пустоту транслирует свои просьбы.

И у такого подхода была логическая подоплека. Надо сказать, что в Библии был целый сюжет, что обыгрывал данную фразу. В один момент времени, беглый пророк решает пройти через пустыню. Там, в тени дерева, он ложится спать. Сознанием он тотчас же переносится на небеса, в дивный город ангелов. Где мужчина радуется жизни, и поет песни вместе с крылатыми существами.
Напоследок они говорят ему, что, если он построит к ним дорогу в пустыне. Они откроют земные врата. И каждый желающий сможет увидеть истинное счастье, почувствовав его на вкус. Проснувшись в пустыне, мужчина решает идти дальше. По дороге он встречает деревню, в которой живут настоящие праведники. Именно им он старается рассказать, что стоит только построить дивный город, как ангелы лично откроют врата в Рай.
Но жители не хотят слушать речи старца. У них своя жизнь, в которой нет и не будет места сомнительным теориям. Несколько лет подряд пророк просыпается, и идет в центр деревни. Стараясь донести до жителей свои мысли. Но они игнорируют его, стараясь не слишком обращать внимание на безумца.
Вплоть до прихода ко власти Петра Первая, ситуация складывалась тем же образом. Лишь потом, когда понемногу православие ушло в народ, люди начали думать, вставляя его в свои мысли. Это происходило медленно, и контролировать данный процесс никто не мог. Однако, прежде чем винить людей в банальном нежелании открывать свои мысли для чего-то нового, нужно понять, что произошло потом.

Как только православие надоело определенному кругу лиц, фразеологизм «Глас вопиющего в пустыне» принял иной вид. Екатерина Вторая поддерживала навязанные социальные скрепы, не собираясь отказываться от них, если они имели логический итог. В результате, попы получили больше власти, и начали насаждать веру большему количеству лиц. Логика была простая и понятная. Чем больше людей придут в их паству, тем велики будут пожертвования. На вырученные деньги можно было возводить новые храмы, и так как Екатерине было все равно, набирает ли православие новую власть в свои руки, священники делали что и хотели.
Люди остались между двух огней. С одной стороны, они должны верить в слово божье. А с другой видеть, как безумно жили посланники веры, и как они не хотят считаться с простым человеком. Было решено бежать от бога, и не реагировать на слова священников. И так как таких людей становилось все больше, появился новый стиль привлечения людей в православие.
Почти что каждое воскресенье, священник вставал на центральную площадь города. И начинал обещать всем вокруг безумные грехи за их преступления. Обязательно он был облачен в красивые одежды, чтобы его речи как бы имели дополнительный вес. Такой подход имел успех, но сторонники бойкота церкви лишь получили новое подтверждения своих слов.

Так что, фразеологизм «Глас вопиющего в пустыне» стал значить именно священника, что стоит на площади, и старается обмануть народ. Никто из жандармов полиции не собирался мешать ему, ибо в социальном плане, они были на равных. Определенные касты существовали даже в такой продвинутой стране, и хотя Петр Первый старался снизить влияние церкви, его последователи отказались от данных попыток.
И так как отпускать человека религия не хотела, такой ход вещей продолжался и дальше. И хотя по факту, сам фразеологизм не слишком поменялся в плане исполнения, теперь он значил другую сторону. Забавно, что по своей сути, он даже использовался в нужной мере. Как и пророк из Библии, священники повторяли его путь. Не понимая ни комичности ситуации, ни пагубного влияния собственных действий.
Уже потом, когда на законодательном уровне православие стало официальной религией, люди перестали употреблять данный речевой оборот. Можно было ощутить на себе реальный гнев жандармов, что получали четкий приказ уничтожать всех, кто может реально пойти против православия. Теперь через церковь власть решила залезать в голову своих верных подданных. Что никак не могли избавиться от попов даже в иных условиях.

Новую жизнь фразеологизм получил только во время коллективного террора большевиков. Когда крестьяне лишались своих посевов, а зажиточные кулаки и жизней. Отдавая все накопления во славу советского правительства. И так как перед этим велась настоящая агитационная, работая, все остальные люди верили, что получают они за дело. Нередко можно было увидеть картину, как обездоленные крестьяне просят обычных людей помочь им. Но именно тогда фразеологизм «Глас вопиющего в пустыне» стал значит отказ от помощи врагам народа. Впервые данный термин появился именно тогда, и он являлся жестоким социальным триггером ненависти бедного класса по отношению к другим, устроенным в экономическом плане людям.
Так что, один речевой оборот прошел сквозь историю без логических перемен. Просто со временем его использовали к разным личностями, иногда даже не слишком отходя от первоначального варианта фразеологизма.