Невыразимая суть просветления

15.05.2018

Есть один очень простой парадокс восприятия, на который никто не обращает внимание. Он заключается в том, что я (наблюдатель, воспринимающий или эго) одновременно является и наблюдаемым. Процесс, который позволяет это заметить, называют рефлексией, т.е. отслеживание собственных переживаний.

Что такое восприятие?

Если внимательно наблюдать за своими мыслями и ощущениями, то можно заметить простой факт: в единицу времени в восприятии помещается только одно явление. Можно обратиться к чувству себя, ощутить, что я есть сейчас. Если так сделать, то в восприятии будет только это чувство, а не содержание этой статьи. А если начать читать, то осознавать своё присутствие не получится.

Этот простой факт имеет революционное значение, потому что позволяет упорядочить модель личности от невнятной болтовни в духе "Ну я же вот есть, вот я думаю и всё такое" до вполне конкретного описания: сознание - это последовательно сменяющие друг друга явления в восприятии.

Почему так? Физически просто невозможно ощущать мизинец левой руки и большой палец правой ноги одновременно. Максимум - быстро переводить внимание от одного к другому.

Это архиважно - мы видим, что явления внутреннего и внешнего мира сменяют друг друга последовательно. А что если задуматься о том, как они возникают? Как возникают мысли?

Кто создает мысли?

Если внимательно посмотреть, то никакого процесса появления мысли нет и никогда не было. Например, перед восходом светлеет, солнечный диск появляется над горизонтом и движется вверх к зениту, далее - в обратном порядке. С мыслью такого нет - она появилась и всё.

Не нужно никаких древних религий или высоколобых теорий - ты не создаешь мысли, а имеешь дело со свершившимся фактом, когда она появилась в сознании. Безусловно, мысли обусловлены настроением, ситуацией, образованием - да чем угодно. Это называется казуальность - обусловленность одних событий другими, но это не значит, что ты сам принимаешь какое-то в этом участие.

И вот тут появляется та самая забавная ситуация, про которую я писал в самом начале: мысли возникают в сознании, это понятно. А кто ты? Ты и есть эти мысли, действия, представления о себе, эмоции, чувства и ощущения - словом, всё что угодно, что тобой воспринимается. Это тоже ясно - этот поток и есть ты. Реальность и есть этот поток, за пределами которого ничего нет.Да и пределов никаких нет - он и есть реальность. Но при этом, кто-то осознает этот поток - вот в чём дело. Получается как в Простоквашино - "нашу маму и тут, и там показывают". Ты - это мысли о себе, но ты же сам их сознаешь, потому что сознание твоё, а не соседа дяди Пети.

Что такое сознание?

Скорее всего, с первого раза это непонятно. Есть сознание, внутри которого проявляются мысли, к примеру. Как ты узнаешь о том, что ты существуешь? Верно, ты думаешь "Вот я есть". Ты ощущаешь себя как некое "я". Важно понять, что эти мысли и ощущения - это буквально всё, что есть. Но вместе с этим есть сознание как некий субстрат, ведь мысли не имеют собственной природы - они возникают и исчезают, а что-то по-прежнему остаётся. Это что-то - твоё сознание.

Поэтому ты никак не можешь быть мыслью о себе или чувством, потому что они постоянно меняются, да и ты сам на это не влияешь.

И тут вроде бы можно вытереть пот со лба, расслабиться и сказать: ну вот я и есть это осознание, в котором всё проявляется. Эту свинью часто подкладывают людям разного рода гуру и прочие учителя адвайты. Что такое осознание? Что это? Как это понять? Ты можешь сказать "Ну это вот то, что есть. Это то, в чём проявляются все эмоции, мысли и прочие явления мира." Так?

Тогда у нас выходит, что сознание постоянно как фон. Внимание, вопрос: а есть ли пустое сознание? Ведь если сознание только заполняется явлениями, то оно само по себе должно обладать собственной типа "вечной" природой, независящей от грубой материально оболочки. Так ты думаешь ведь? Тогда расскажи мне как выглядит пустое сознание, лишенное всех явлений восприятия? Возможно ли это? Нет, пример с пустотой не подходит. Пустота - это осознание черноты и бесконечности. Я прошу указать на пустое сознание, лишенное любых объектов.

Верно, такого не бывает. Сознание всегда заполнено чем-то, хоть даже ощущением этого безмолвного присутствия, отдельно от которого оно не существует. Поэтому термин "восприятие" можно смело сдавать в утиль: воспринимать некому и нечего. Сам сознающий сознает сам себя через свои проявления, но его нигде не представляется возможным отыскать. Сам воспринимающий является в мыслях и ощущениях, которые не существуют самостоятельно без восприятия. Всё просто есть. Любые дальнейшие рассуждения - лишь попытки разделить целое на части.

Ничто

Жизнь - это ничто. Его нельзя понять или описать, потому что придется взять от него часть, чтобы описать другую его часть. Как только ты берешь мысль, то появляется воспринимающий эту мысль. Как только ты чувствуешь себя, то возникает тот, кто чувствует. Кто чувствует? Следом является мысль и круг вертится до самой смерти, потому что одно обуславливает другое. Всё это - лишь части целого, которые силятся описать сами себя через самих себя. Это невозможно.

В этом невыразимая суть просветления. Жизнь - это ничто. Про неё нельзя сказать что-то конкретное, потому что как только ты даешь определение, то охватываешь часть.

Давай подведем итоги:

  • в сознании может быть только один объект в единицу времени,
  • у объектов нет процесса возникновения и исчезновения, они являются в сознании, следовательно ты ими не управляешь,
  • сознание не существует отдельно от сознаваемых объектов и наоборот.

Истина есть вне понимания, она невыразима. Её нельзя понять интеллектуально - ум существует только в виде сравнения, а целое (абсолютное всё) сравнить не с чем. Если ты думаешь, что прочитать эту статью достаточно, чтобы найти себя, то заблуждаешься. Чтобы осознать себя, нужно сознавать. Просветление - это не победа и не поражение, это не взятие высоты или барьера и не разрушение невежества, даже не взращивание благих качеств - оставь эти игры тем, кому они интересны. Просветление - это шаг в сторону. Это смирение.

Такие дела.