5 вещей, благодаря которым родители помогают детям вырасти

Писать о проблемах легко – их всегда очень-очень много. Написать о том, что поможет счастью и гармонии, что создаст атмосферу для роста вашему ребенку, сложнее.

В целом есть 5 главных "областей заботы", которые помогают детям вырасти и стать взрослыми. Именно они закладывают фундамент хорошей самооценки, адекватного восприятия мира и себя в нем.

1. Постоянство объекта

Начиная с "ай, ку-ку!" и до самого взрослого возраста взгляд родителя – то, на что опирается ребенок.

Внимание. НЕ НУЖНО быть постоянно рядом. Нужно быть доступным для ребенка.

И точно так же НЕ НУЖНО давать ребенку всё. Он сам возьмет (по возрасту). Нужно понимать потребности ребенка.

Для этого родителю придется оставаться постоянным, надежным, и решать свои проблемы самостоятельно, а не через детей.

Что вместо этого делают родители:

  • выбери, ты за папу или за маму;
  • если ты меня не любишь, я уйду;
  • я удовлетворю свои потребности через тебя ("иди в музыкальную школу", "станешь балериной", "должен построить дом").

2. Фильтрация по возрасту

У мира всегда найдется тысяча гадостей и мерзостей, которые ребенку просто не по возрасту. Задача родителя – обеспечить "буфер обмена", некое переходное пространство. Что он для этого делает:

  • "переваривает" послание мира и объясняет его;
  • первым встречает требования Марьванны, воспиталки, доктора, соседа, собаки, и даже другого ребенка, чтобы оно не травмировало ребенка;
  • адекватно определяет и взвешивает, что можно ребенку, а что – нет, небезопасно, рано (т.е. родитель выставляет границы допустимого);
  • выдерживает злость ребенка на границы, ограничения его хотелок, нелюбовь к требованиям;
  • аккуратно и без лишних эмоций объясняет жизненные ситуации (ребенок спрашивает у родителя про смерть, развод, стихийные бедствия, несчастья, опасных людей и пр.).

3. Условия для развития

Конечно, всем хотелось бы в космонавты, но это невозможно. И все же найти занятия по душе, обнаружить таланты (а не выдумать их), поддержать ребенка (а не "замочить" требованиями и укором) – задача родителя. Для этого именно он:

  • ищет условия (кружки, секции, педагогов, репетиторов);
  • организует пространство (дача, прогулки, походы, совместное творчество дома, путешествия);
  • поддерживает интерес ребенка (откликается на его первое творчество, как если бы оно было шедевром).

Эмоциональный отклик не менее важен, чем финансовая поддержка или сопровождение на занятия!

4. Красота и гармония

Гармоничность пространства, его адекватность задачам очень важна. Представьте, что у одного ребенка просто "есть где спать", он спит на чистом белье. А у другого – любимая простынка с машинками, которую он выбирал сам, любимые тапочки, привычные ритуалы, в которых он уверен (и они его поддерживают).

Красота окружающего мира, гармоничность, плюс отсутствие травмирующих факторов – от физических до эмоциональных – то, что развивает чувство опоры у ребенка.

Дети – это те, кто формируется, развивается каждый день!

Чтобы они могли спокойно меняться, чтобы с ними происходили тысячи событий, им нужны:

- тихая гавань (надежность);

- комфортное место (своя "крепость");

- питательная среда (место, насыщенное возможностями и объектами).

5. Можно и нельзя

Свод семейных правил формируется родителями и поддерживается детьми. У них есть такая потребность – чтобы им дали понять, что можно, а что нельзя. Например:

  • можно ли кричать на маму, бить маму?
  • можно ли мучить животных?
  • можно ли разрушать обстановку дома? а если это произойдет случайно?
  • как обходиться, когда кто-то виноват, набедокурил, сделал что-то по незнанию, причинил боль или вред?

Все эти вопросы дети "адресуют" (в действии) родителям. И лучшая вещь, когда родители своим примером показывают:

1. У нас дома людей не бьют! (И тебя в том числе)

2. Мы заботимся друг о друге, а если причиняем боль – извиняемся.

3. Мы все выдерживаем единые правила поведения. (Нет "особенных", "избранных", "которым можно").

Плюс к этому родитель должен стараться соблюдать три простые "заповеди" при выставлении "можно и нельзя". А именно, лишний раз ребенка (и чрезмерно):

  • не стыдить;
  • не винить;
  • не пугать.
Пугать детей – особенно плохая затея.
Пугать детей – особенно плохая затея.

Ведь в жизни потом такие дети будут стесняться или стыдиться, будут замкнутыми;

или научатся чувствовать себя вечно за что-то виноватыми;

либо будут бояться, что произойдет что-либо страшное (даже вырастая из возраста сказок про "дядю милиционера" или "бабайку", люди сохраняют этот страх и даже ужас).

Поэтому вложение родителя переоценить сложно. Каждый родитель своими простыми ежедневными действиями –

  • поддержкой и присутствием;
  • фильтрацией по возрасту и работой "буфером обмена";
  • созданием условий;
  • обустройством пространства;
  • разумными полезными ограничениями, введением и поддержанием правил

формирует здоровую личность ребенка. Который затем сможет вступать в отношения, добиваться желаемого и достигать своих целей.