Аристократ-композитор-убийца. Феномен Карло Джезуальдо, князя Венозы.

Он был выдающимся композитором и музыкантом своей эпохи, правителем итальянской Венозы...собственноручно умертвил свою жену и её любовника, он видел смерть всех своих ближайших родственников по мужской линии - старшего брата, отца, обоих сыновей. Карло Джезуальдо да Веноза.

Карло Дже­зу­аль­до да Ве­но­за. Фрагмент ал­тар­ной рос­писи в церкви Сан­та-Ма­рия-дел­ле-Гра­цие в Дже­зу­аль­до.
Карло Дже­зу­аль­до да Ве­но­за. Фрагмент ал­тар­ной рос­писи в церкви Сан­та-Ма­рия-дел­ле-Гра­цие в Дже­зу­аль­до.

Судьба дала Карло очень много - он родился в семье князя Венозы Фабрицио II Джезуальдо и Джеронимы Борромео, племянницы папы Пия IV, а разносторонняя музыкальная одаренность мальчика проявилась довольно рано - он научился играть на лютне и других музыкальных инструментах, пел и сочинял музыку.

Но над ним всю его жизнь как будто довлел тяжёлый рок.

Первой из смертей, постоянно сопровождавших Джезуальдо, стала в 1584 году смерть не охоте старшего брата, это повторится позже уже со страшим(!) сыном композитора. После смерти брата Карло стал наследником всех отцовских титулов.

Далее последовала очень странная на взгляд женитьба Джезуальдо. Он выбрал в
жены двоюродную сестру Марию д’Авалос, которая мало того, что была на несколько лет старше него, уже дважды овдовела. Сердцу не прикажешь? Или судьба вела его к очередной трагедии?

Вскоре после рождения в 1588 году сына Эмануэле эта весёлая женушка вступила в любовную связь с Фабрицио Карафа, герцогом Андрии. Узнав об этом, Карло подстроил им ловушку и в ночь с 16-го на 17 октября 1590 года убил обоих прямо в постели.

Двойное убийство вызвало большой скандал, но поскольку такая месть соответствовала социальным нормам того времени, Карло не был обвинён в убийстве.

Что касается композиторского таланта , уже ранние мадригалы Джезуальдо отличаются экспрессией, эмоциональностью и остротой музыкального языка. Близкое знакомство с крупнейшими итальянскими поэтами и писателями открыло творчеству композитора новые горизонты. Его занимает проблема соотношения поэзии и музыки, в своих мадригалах он стремится достичь полного единства этих двух начал.

Трагедия наложила мрачный отпечаток на жизнь и творчество выдающегося музыканта. Субъективизм, повышенная экзальтация чувств, драматизм и напряженность отличают его мадригалы 1594-1611 гг.

После смерти отца в 1591 году стал 3-м князем да Веноза, 7-м графом да Конца и прочая, а также грандом Испании.

Последние годы жизни провёл в одиночестве в фамильном замке. Очередная трагедия в трагической цепочке смертей произошла 1600 году. При невыясненных обстоятельствах умирает его любимый младший сын. По свидетельствам некоторых очевидцев, вскоре после этого композитор начал потихоньку сходить с ума.

И старший сын не успел наследовать отцу: он погиб на охоте (так же, как его дядя) 20 августа 1613 года. Князь-композитор не смог уже вынести тягот судьбы и скончался вскоре после этого, 8 сентября 1613 года.

Единственный переживший его ребёнок — внебрачный сын Антонио (1598/99 — 1635), впоследствии стал мальтийским рыцарем.

Искусство выдающегося мастера позднего Возрождения самобытно и ярко индивидуально. Своей эмоциональной силой, повышенной экспрессивностью оно обязано всей трагедией жизни Карло Джезуальдо да Веноза и сильно выделяется среди созданного современниками и предшественниками композитора.

У Джезуальдо не оказалось последователей, лишь в XX веке его музыка была впервые оценена по достоинству.