Половое воспитание девочек

31.03.2018

Необходимую информацию о половой принадлежности ребенок должен получать с проявлением к ней интереса. Нельзя подавлять детскую заинтересованность, иначе дети найдут ответы на вопросы у «уличных просветителей», могут получить от них циничные и вульгарные установки. Ответы следует давать короткие, правдивые, искренние. Здесь целесообразен афоризм, который советует всегда говорить правду, но не всю.

Заслуживает внимания и язык ответов. Лучше с раннего возраста приучать ребенка к общепринятым медицинским терминам. Важно у девочек с детства формировать взгляды на материнство как на очень радостное, счастливое событие. Поэтому и сам тон ответов на риторический вопрос «А откуда берутся дети?» должен быть таким, чтобы вызвать у девочки к этому теплое отношение. Например: «Ребенок находится у мамы в животике, там есть для этого особое местечко - матка, где ребенку комфортно и хорошо. Там он подрастает, пока не сможет сам есть и дышать. Потом он и выходит из маминого животика»... и тому подобное. Эти рассказы могут иметь многочисленные вариации. Если в семье ждут второго ребенка, то специалисты советуют практиковать класть руку дочки на живот матери, чтобы она почувствовала движения будущей сестренки или братика.

При ранних проявлениях сексуальности, при мастурбации, надо посоветоваться с врачом. На практике половое воспитание девочки нередко ограничивается сообщением матери о предстоящем появлении менструации. Дети часто становятся объектом тайных уличных советов, поэтому разумное общегигиеническое и половое воспитание и образование в младших классах является чрезвычайно целесообразными и необходимыми. Не навязывая ребенку знакомство с сексуальностью, все же следует обращать в разговорах внимание на красоту человеческих отношений, уважение одного пола к другому, радости взаимоотношений девочки и мальчика как добрых друзей, которые могут дополнить друг друга.

Если в дошкольном возрасте психика ребенка не была подавлена ​​стыдом и половым страхом, а в младшем школьном половое воспитание было составной частью воспитания в целом, то в подростковый период можно избавиться очень многих проблем. Как показывают наблюдения последних десятилетий, уже нельзя рассматривать трудности подросткового возраста только как проявление биологической обусловленности, в частности гормонального. Социальная ситуация развития в пубертатном периоде состоит во взаимодействии биологического и социального. С начала XX столетия возраст менархе уменьшился в среднем на 2 года. Чем раньше наступает половая зрелость, тем более бурно она протекает и достигает более высокого уровня.

Этика и психология семейной жизни как предмет преподается в школе, еще имеет множество методических трудностей. Нередко эта тема становится предметом обсуждений только тогда, когда уже совершен некий «сексуальный проступок». Тогда «разъясняют, чтобы запугать». Такое дело сразу же обречено на провал. Нужен доброжелательный, тактичный, доверчивый, очень спокойный разговор с девушкой, без грубого тона и «чтения морали». Если это будет именно так, девушка непременно обратится и за дальнейшей советом уже по собственной инициативе. Очень полезно родителям, воспитателям, педагогам в таком диалоге вспомнить и свои личные жизненные переживания в этом возрасте.

Родственники часто жалуются на отчуждение дочери в семье, мол, она пытается всячески ускользнуть из-под опеки взрослых. Это реакция эмансипации, которая естественно присуща подросткам, и это надо знать. Есть и обратная сторона эмансипации - реакция группирования со сверстниками, одноклассниками, друзьями по спорту. Следует предостеречь родителей и вообще взрослых при общении с подростками от предвзятости («мы были не такими»). Это может стать серьезным препятствием в воспитании, так как подростки будут относиться к этим словам старших с недоверием. Однако надо осуждать и морально-этическую вседозволенность.

Взрослые нередко считают своим долгом обеспечить бесконфликтную жизнь своей дочери. Однако полностью ограничивать ее от столкновений с сексуальными проблемами не следует. Сложной проблемой является начало половой жизни. Принимать или не принимать современные нормы? Ни вседозволенность, ни запреты не приносят успеха. Доказательства предотвращения ранней половой жизни воспринимаются как немотивированный запрет. Ссылка на возможность заражения венерическими болезнями тоже недостаточно аргументирована для подростков, потому что они его воспринимают только как предупреждающий знак, но каждый думает, что именно его это обойдет. Привычные оговорки типа «от этого бывают дети» на подростков действуют не более, чем на взрослых.

Поэтому в этом аспекте лучше сконцентрировать внимание на психологии начала половой жизни и возможных последствиях ранних половых контактов. Прежде всего, это касается «малых венерических заболеваний» (вирус герпеса, хламидии, трихомонады). Они имеют мало симптоматическое течение, накапливаясь при смене партнеров. Надо разъяснять девушке-подростку, что шансы заболеть венерическими болезнями при нездоровом образе жизни приближаются к 100%. Последствиями их могут стать бесплодие, тяжелые инвалидизирующие воспалительные процессы. Надо разъяснять, как может повлиять ранняя не запланированная беременность на здоровье матери и ее ребенка. На каждые 1000 детей, родившихся от матерей в возрасте до 15 лет, умирает 43, а риск такой женщины умереть во время родов в 10 раз выше, чем у той, которой 20-24 года.

Чтобы половое воспитание подростков было плодотворным, необходимо снять «эмоциональные барьеры» с самих воспитателей. Опыт показывает, что подростки с большим вниманием и интересом слушают беседы на эти темы, а подростковая аудитория - одна из самых серьезных и благодарных. Цель полового воспитания - научить детей только любя наслаждаться половой жизнью и своим удовольствием, своей половинкой и счастье реализовать в семье. Поэтому, если в семье растет ребенок-девочка, больше привлекайте ее к обсуждению различных домашних дел, семейных проблем, советуйтесь с ней, учитывайте ее мнение, дайте ей почувствовать себя полноправным членом семьи.