дома нескучно
Как весело и с пользой пережить самоизоляцию

Ребенок не разговаривает. Когда стоит беспокоится?

3 April 2018

Первое, что приходит в голову, когда я слышу этот вопрос: "Сколько людей, столько и мнений". Здесь я напишу свою точку зрения.

Так как на задержку речевого развития могут играть многие факторы и могз малыша очень пластичен, не видя ребенка, не отслеживая динамику его развития, очень сложно сказать, когда ребенок заговорит чисто и красиво. Тем более, специалист не знает, как с ребенком занимаются дома, и может только отследить, были ли выполнены его рекомендации или нет. Поэтому я могу сказать, что действительно бывают случаи, когда малыш долго не разговаривает, а затем без труда достигает уровня "развитие речи соответствует возрасту", а порой даже опережает его. Но эти случаи, к сожалению, нет такие частые.

Я работаю с разным возрастом, и знаю печальную статистику общеразвивающих садов, где дети должны говорить очень хорошо: количество детей 6 лет с возрастной нормой по речи колеблется в пределах 6-10%. Печально. Ведь через год начинается школа, и времени для того чтобы овладеть родным языком остается не так уж и много. И часто все начинается с советов мамочек в интернете: "К трем годам заговорит", "А мы до 2,5 вообще не разговаривали"... И часто время, которое называется "сензитивный период" бывает упущено.

Тем более, не все родители достаточно компетентны в данном вопросе. Даже есть шутка (со слезами на глазах и печалью на сердце): запись на консультацию к логопеду, дошкольник 6 лет. Родитель описывает ситуацию: "Да он только букву Р не говорит". Приходит ребенок на консультацию и выясняется, что нарушены все группы звуков, язык за верхние зубы не поднимается, проблемы с грамматикой (окны, ухи), маленький лексический запас, словообразованием пользуется с серьезными ошибками (ведрошко вместо ведерка), проблемы со слоговой структурой (фраза "регулировщик стоит на перекрестке" просто непроизносима), многое другое. Специалист внутренне содрогается от "фронта работ", который, по сути, должен был формироваться 3 года (с 3 до 6).

В нашем городе существует отдел ранней абилитации, который принимает на занятия детей от 1 г. 6 мес. до 4 лет. Занятия ведут разные специалисты: психолог, дефектолог и даже логопед. В чем-то работа с этим возрастом похожа, но каждый специалист ставит определенные цели, которых добивается с помощью различных игр и упражнений. Перед тем, как попасть к нам на занятия, дети проходят психоневролога или детского психиатра и получают заключение территориальной медико-психолого-педагогической комиссии. Эти действия подтверждают необходимость занятий в нашем отделе.

Я хочу написать некоторые признаки того, что Вашему ребенку потребуется помощь логопеда (не судите по одному из них).

1. Если у одного из родителей в детстве были проблемы с речевым развитием;

2. Если в раннем возрасте малышу часто назначали массажи;

3. Если есть проблемы с прикусом (90% будет нарушение звукопроизношения);

4. Если ребенок постоянно спит с открытым ртом;

5. Если были серьезные травмы артикуляционного аппарата (сильно разорвана губа, травмы мягкого неба);

6. Если малыш не любит есть твердую пищу (нарезанные яблоки, перемолотые или размоченные сухарики не считаются твердой пищей);

7. Если ребенок почти не шевелит губами, когда произносит слова;

8. Если в раннем возрасте (6-9 мес.) ребенок не лепетал, или лепетные цепочки (та-та-та, дя-дя-дя-дя и т.д.) были монотонными и не отличались разнообразием;

9. Если есть трудности с общей (в 2 года ребенок не прыгает или прыгает не отталкиваясь 2-мя ногами, не может перешагнуть через невысокое узкое препятствие и др.) и мелкой моторикой.

Если есть хотя бы 3-4 признака, обратитесь со своим ребенком к неврологу, детскому психиатру и логопеду на консультации. Лучше перебдеть, чем недобдеть.