Сказка - ложь, да в ней намек... Интересные факты о сказках А.С. Пушкина

10.03.2018

Обожаю эту поговорку. И в целом сказки авторства Александра Сергеевича еще в детстве вызывали во мне небывалый трепет. Возможно, именно поэтому я решила начать вести свой "сказочный" канал именно с пары заметок о нем. Скажем, набора интересных фактов о самых красивых из авторских сказок.

Не знаю, почему так повелось, в коллекцию сказок Пушкина включают абсолютно все написанные им мифологические произведения. Хотя непосредственный сказочный цикл - это всего лишь четыре истории, которые объединяет общая идея. Остальные волей-неволей выпадают из этой коллекции.

"Сказка о Царе Салтане", "Сказка о рыбаке и рыбке", "Сказка о мертвой царевне и семи богатырях" и, конечно, "Сказка о золотом петушке" - это литературная переработка Александра Сергеевича старых народных произведений. Конечно, наш любимый автор не был бы великим, если бы не включил в них несколько интересных загадок, которые легко не заметить за пышными сюжетами.

В первую очередь скажем пару слов о самом цикле. Если просто оценить содержимое каждой сказки, можно заметить, что в каждой ведется речь об определенном явлении. "Сказка о Царе Салтане" рассказывает о семейных взаимоотношениях, причем в спектре нескольких поколений. "Сказка о рыбаке и рыбке" - о бедности и богатстве. "Сказка о мертвой царевне и семи богатырях" - о любви. "Сказка о золотом петушке" - о власти. И все это объединяет поиск героями сказочного цикла счастья через каждое из явлений. Таким образом Александр Сергеевич задает себе и читателям вопросы: а можно ли обрести счастье в семье? А дает ли счастье богатство? Становятся ли счастливыми в любви? И есть ли счастье во власти? Фундаментальными явлениями измеряет Пушкин счастье и не дает четкого ответа, как истинный автор, великодушно предоставляя решение самим читателям.

Теперь несколько интересных фактов об этих сказках. Начнем со сказки "О царе Салта́не, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидо́не Салта́новиче и о прекрасной царевне Лебеди". Любопытно, что имя царицы Александр Сергеевич опускает, хотя она и положительный персонаж, и нельзя сказать, что второстепенный. С другой стороны, эта девушка, которая изначально легко вступает в брак по желанию царя, затем также беспрекословно по его велению оказывается в бочке, довольно-таки пассивна. Это не характерно для главных героев.

Сказка сочетает в себе сразу два сюжета. Сказка о чудесном ребенке известна в мире. Такие истории можно встретить в фольклоре разных народов. Я в последний раз читала о нем в абхазских сказках (легенда о нарте Сасрыкве). Сюжет второй - о чудесной невесте оборотне. Эта история не раз встречается в русских сказках, где в качестве волшебной девушки зачастую выступает Василиса Премудрая.

И в сказке появляются разнообразные чудеса, не свойственные русским сказкам. Одно из таких - белка. Есть легенда о появлении этой волшебной белочки в сказке Александра Сергеевича. Пушкин вступил в соревнование с Жуковским, кто придумает лучшее чудо для сказки. Выдумкой Василия Андреевича стало волшебное событие в сказке "Сказка о Царе Берендее, о сыне его Иване-Царевиче, о хитростях Кощея Бессмертного и о премудрости Марьи-царевны". Марья-царевна плюнула на стекло, когда убегала вместе с царевичем из царства Кощея, и слюнки эти вместо них разговаривали и смеялись. Вот такое чудо. Естественно, чудесная белочка с орешками в поэтическом состязании победила. Многие специалисты подчеркивают, что этот волшебный персонаж чужд русским сказкам.

Перейдем к "Сказке о рыбаке и рыбке". Уникальная сказка хотя бы потому, что многие минуют название и, разъясняя смысл этой истории детям, очень много внимания уделяют жадной до богатств старухе. Хотя это как раз явление обычное. А старуха-то не упоминается в названии. Значит, для самого Пушкина это был совсем не главный персонаж. Рыбка - важна, и не менее важен самым рыбак-старик. Именно он затеял хождение по мукам для жены своей и рыбки, от которой раз за разом требовал благодарности за свой поступок, выпускание золотой рыбки в море.

Еще один момент - сама сказка. Пушкин переработал эту историю, взяв за основу европейскую сказку о Золотой рыбке. В этой сказке старуха захотела стать совсем не владычицей морскою. А кем? Почитайте)

Далее у нас "Сказка о мертвой царевне и семи богатырях". Сам сюжет всем знаком, и "Белоснежка" - лишь один из вариантов, откуда взял сюжет Пушкин. Есть несколько интересных моментов, на которые можно обратить внимание. Самый главный - царевна-то мертвая. Не спящая, а именно мертвая. Поэтому не стоит говорить только о заимствовании из европейского фольклора, но и из... греческих мифов. Мертвую царевну семеро богатырей определяют в подземелье. А жениха девушки зовут Елисеем, что так удачно перекликается с именем Одиссея, который бывал в подземном царстве, правда, по другой причине. В целом, копать - не перекопать богатого на смысл и толкование текст.

И последняя история довольна проста. Сказка о Золотом петушке была взята из американского творчества Ирвинга. Его забавная новелла "Об арабском звездочете" видимо понравилась Пушкину и идеально подходила для канона, объединяющего сказки Александра Сергеевича.

Не сравнить эти сказки с поэмой "Руслан и Людмила", в которой еще бурлит юношеский задор и то и дело проскальзывает ирония над всеми персонажами. И язык, и стиль поздних сказочных историй Пушкина звучат совсем иначе, он придумал то, что мы по сей день случайно называем "Народными". Ведь согласитесь, звучат именно так?

Читайте сказки, интересуйтесь анализом и читайте канал. Здесь будет еще немало интересных историй о сказках!