Кастанеда Карлос – Великий мистик или ловкий мистификатор?

Детство и юность

Тайны Карлоса Кастанеды начинаются с его рождения. Ни дата, ни место его появления на свет так и не были установлены с точной достоверностью. Дело усложняется еще и тем, что Кастанеда, следуя учению индейских шаманов, поставил цель стереть личную историю. Каждый раз он говорил о новой дате рождения, новой родине, новых родителях. Кроме того, он редко давал интервью и запрещал себя фотографировать.

Согласно более-менее устоявшейся версии Карлос Кастанедапоявился на свет в бразильском городе Сан-Паулу 25 декабря 1935 года. До 15 лет он учился в интернате в Буэнос-Айресе, а затем переехал в Сан-Франциско, США. Получив среднее образование, Карлос уехал в Милан, чтобы поступить в Академию изящных искусств, но через некоторое время понял, что художник из него не получится. Он вернулся в Калифорнию, где в 1960 году поступил на факультет антропологии местного университета. В это же время Карлос стал полноправным гражданином США.

Это только одна из версий ранних лет жизни Кастанеды. Существует мнение, что он родился в Перу в 1925 году, а обучался в школе искусств в Лиме. Сомнений не вызывает лишь тот факт, что в 1951 году он пересек границу США, о чем есть запись в иммиграционной службе.

Учение дона Хуана

В 1960 году в рамках антропологических и этнографических исследований Карлос Кастанеда отправился в Мексику. Он хотел изучить кактус пейот, который используют в быту индейские племена. По словам Карлоса, в Аризоне он встретил шамана Хуана Матуса из индейского племени яки, согласившегося обучить его магической практике. Обучение продолжалось с 1961 по 1965 год и было полностью запечатлено в первой книге исследователя 'Учение дона Хуана'. По словам Кастанеды, в 1965 году у него произошел психологический стресс, из-за которого пришлось прекратить ученичество.

Книга стала настоящим бестселлером и сделала Карлоса всемирно известным. Благодаря ей он получил степень магистра, став влиятельным человеком в научных кругах. В 1968 году он вернулся в город Сонора, где продолжил обучение у Хуана Матуса.

В 1971 году вышла книга Карлоса 'Отдельная реальность', а в 1972 – 'Путешествие в Икстлан'. За вторую работу он получил докторскую степень. В этих книгах Кастанеда уже не описывает чудодейственную силу растений, а смещает свой акцент на учении о повышении сознания, которое называет 'Путем воина'. С этого времени начинается новый этап в жизни антрополога, называемый 'стиранием личной истории'. Кастанеда почти не появляется на людях, редко дает интервью, постепенно окутывая себя ореолом тайны.

В 1974 году появилась книга 'Сказки о силе', описывающая последние годы взаимоотношений с доном Хуаном. Как писал Карлос, его учитель Хуан Матус ушел из этого мира, 'сгорел в огне изнутри'.

Последние годы жизни

С начала 1970-х и до конца 1980-х годов Карлос Кастанеда вел отшельническую жизнь, полностью отрезав себя от общества. Он активно занимался магической практикой вместе со своей группой единомышленников. Среди наиболее известных ее членов - Тайша Абеляр, Патрисия Партин, Флоринда Доннер-Грау и Кэрол Тиггс.

Не переставали выходить и книги великого мага, в которых он попытался разобраться со сложной системой мировоззрения своего учителя дона Хуана. Всего с 1977 по 1997 год вышло восемь книг Кастанеды. В 1998 году появились его последние работы 'Колесо времени' и 'Магические пассы'.

После двадцатилетнего подполья Карлос Кастанеда вернулся к общественной деятельности. С начала 1990-х годов он преподавал в Калифорнийском Университете и устраивал первые семинары, на которых обучал желающих магической практике.

В последние годы жизни Карлос сильно болел, у него был обнаружен рак печени.

27 апреля 1998 года Карлоса Кастанеды не стало. После его смерти неожиданно исчезли другие члены его группы. Через некоторое время в пустыне был найден труп Патрисии Партин, близкой для Кастанеды женщины. По одной из версий, она была его приемной дочерью и любовницей одновременно.

Влияние Карлоса Кастанеды на общество и культуру было огромным. Его книги стали бестселлерами и сначала пользовались успехом в академической среде. В частности, 'Учение дона Хуана' и 'Отдельная реальность' получили одобрения антропологов и этнографов и стали по сути научными работами Кастанеды. В дальнейшем мнения о его книгах разделились. Некоторые продолжали считать его ученым и даже говорили о том, что он предложил новую парадигму. Однако были и такие, кто видел в его работах удачную мистификацию. Многие научные и общественные деятели подвергли Кастанеду жесткой критике и не сомневались в том, что он придумал дона Хуана.

Своей огромной популярностью Карлос Кастанеда обязан некоторым заблуждениям. Например, многие люди слышали только о двух первых книгах мага, из-за чего ошибочно полагают, что в его работах рассказывается исключительно об опыте приема психоделиков. Его даже обвиняли в пропаганде наркотиков.

У Карлоса Кастанеды существует множество последователей, которые приняли его книги как прямое руководство к действию. Тысячи людей по всему миру следуют 'Пути воина' и верят в постулаты учения мага. Хотя в последнее время общественность все больше склоняется к тому, что книги Кастанеды не больше, чем ловкая мистификация, а выражения дона Хуана - всего лишь цитаты из книг Кэролла, Витгенштейна и других философов. Похоже, что личность Карлоса Кастанеды навсегда останется тайной за семью печатями.