ГОЛУБАЯ ЛЕНТА АТЛАНТИКИ. ЛАЙНЕР "НОРМАНДИЯ"

31.03.2018

ТРАНСАТЛАНТИЧЕСКИЙ  ЛАЙНЕР  "НОРМАНДИЯ"
ТРАНСАТЛАНТИЧЕСКИЙ ЛАЙНЕР "НОРМАНДИЯ"

Приз Голубая Лента Атлантики, поначалу представлявший собой вымпел в виде голубой ленты, присуждался океанским лайнерам установившим рекорд скорости при пересечении Атлантического океана. Несмотря на то, что он был больше условной наградой, помимо престижа все же имел за собой прямые материальные выгоды. Приз прямо говорил об уровне судостроения в стране, тем самым, обеспечивая заказы и рабочие места.

В первые десятилетия ХХ века французские пароходные компании продолжали укреплять свои позиции в Северной Атлантике. В 1929 году французы запланировали строительство лайнера, способного побороться за приз с лучшими образцами английского и германского судостроения. За основу был взят проект лайнера-легенды «Иль де Франс». Судно должно было быть просто его увеличенной версией.

Однако судьбу проекта изменил никому не известный во Франции русский инженер-судостроитель Владимир Иванович Юркевич, предложивший новую революционную конструкцию корпуса.

До революции Юркевич был инженером на Балтийском судостроительном заводе. В ходе работы ему приходилось изучать работы иностранных инженеров, касавшиеся влияния обводов и носа корабля на скорость. На основе обобщения передового опыта Юркевич создал собственную теорию обводов корабля. Проверить наработки ему удалось в рамках довоенной программы судостроения Балтийского флота.

Предложенный им проект корпуса броненосного крейсера был настолько революционным, что сильно смущал представителей приемочной комиссии. Характерной чертой конструкции Юркевича была «бульбообразная» форма носа, способствовавшая лучшему обтеканию корабля водной массой. Кроме того, судно имело необычные обводы – корабль был очень широким в середине и резко сужался к носу и корме. По своей форме он очень напоминал архаичные конструкции броненосцев конца ХIХ века, вооружавшихся таранами.

Тем не менее, несмотря на свою необычность, модель Юркевича была испытана в опытном бассейне, где показала весьма удивительные результаты, опровергавшие всю мировую практику. Усомнившись в результатах, испытания решили провести в опытных бассейнах Германии. Испытания полностью подтвердили правоту инженера и, в свою очередь, сильно смутили немцев, заканчивавших к этому времени постройку линейных крейсеров типа «Мольтке» («Гебен»).

Проект Юркевича был принят и постройка судов началась. Однако грянувшая революция поставила крест на всех начинаниях. Юркевич покинул Россию вместе с белыми офицерами, оставлявшими Крым. В Париже создателю линейных крейсеров пришлось трудиться рабочим у станка на автомобильных заводах «Рено» и простым чертежником на судостроительном заводе под Парижем.

В 1928 году Юркевичу случайно попалась в руки заметка, о постройке современного трансатлантического лайнера «Нормандия». Русского корабельного инженера заинтересовало: насколько техника продвинулась вперед за прошедшие годы. Оказалось, что с довоенных времен ничего не изменилось, никто не использует найденные им соотношения для расчета форм корабля.

Юркевич предложил свой проект корпуса трансатлантического лайнера руководству кораблестроительного завода в Сен-Назере. Французы также были весьма смущены передовыми идеями и поначалу хотели вежливо отказаться, но все-таки предоставили возможность инженеру защитить свой проект.

Проверка моделей Юркевича во французских опытных бассейнах вновь подтвердила правоту русского инженера. Но французы просто не могли поверить в то, с чем столкнулись. Испытывая сомнения они отправили Юркевича.... на тот же немецкий опытный бассейн.

Бассейном руководили уже другие люди, но досада, по поводу только что построенных немецких кораблей была та же: «Если бы наш лайнер «Бремен» имел ту же форму, он дал бы на целый узел больше!»

ВЛАДИМИР  ИВАНОВИЧ  ЮРКЕВИЧ  (1885 - 1964)
ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ ЮРКЕВИЧ (1885 - 1964)

В 1932 году «Нормандию» спустили на воду. Первые же ходовые испытания показали чудеса. Юркевич вспоминал: «Особенность «Нормандии» по сравнению с другими судами та, что у неё практически нет носовой волны……Все были поражены, что при проходе «Нормандии» даже на полном ходу находящиеся вблизи мелкие суда почти не качались, тогда как другие корабли, дают такую большую волну, что она часто опрокидывает близстоящие катера.»

Уникальность корабля подчеркивали обтекаемые обводы и наклоненные на 10° трубы, придававшие корме впечатление скорости. У лайнера, имевшего одиннадцать палуб, была особенная по архитектуре кормовая оконечность, придававшая ему элегантный вид, а также застеклённая прогулочная палуба длиной 290 м, несколько выступавшая за борт судна. Корабль имел роскошные внутренние интерьеры общей стоимостью 55 млн $.

На корабле имелось 11 пассажирских лифтов, 22 подъемника для грузов и автомашин. На верхней палубе находились теннисные корты, сад с птицами, магазин и даже католическая часовня.

В 1935 году «Нормандия» совершила свой первый победоносный рейс через океан. Она принесла Франции «Голубую ленту Атлантики».

31 августа 1939 года из-за нависшей угрозы войны в Европе «Нормандия» была поставлена на прикол в Нью-Йорке. После капитуляции Франции лайнер был немедленно арестован американской стороной, а спустя полгода принят на службу в военно-морской флот США. Было решено переоборудовать его в транспортное судно.

При проведении работ на лайнере вспыхнул пожар. Прибывшие на место пожарные не смогли попасть на палубу из-за рабочих, выбегающих с горящего судна. После часа хаоса и суматохи пожарные, наконец, приступили к тушению огня. Залитая в трюмы вода вызвала опасный крен на левый борт. Прибывший на место аварии Юркевич предложил способ спасения судна - открыть кингстоны и позволить ему спокойно опуститься на дно Гудзона. Но его даже не захотели слушать. Через несколько часов «Нормандия» перевернулась на левый борт.

В 1943 году лайнер подняли и отбуксировали вниз по Гудзону. Было выдвинуто много предложений насчёт судна: переоборудовать в авианосец или транспорт, восстановить и использовать как пассажирский лайнер. Однако после обсуждения планов и стоимости было принято единственное решение - пустить остов судна на металлолом.

Сам Юркевич всеми силами пытался спасти свое любимое детище. В конце 1945 г. он даже обращался к советским представителям с предложением приобрести «Нормандию». Ему было отказано: в измотанном войной Советском Союзе не было ни гаваней, ни маршрутов, ни средств, чтобы покупать и восстанавливать корабли такого класса.