КАРРОЧЧИО И МАРТИНЕЛЛА. ПЕРВЫЕ ПЕРЕДВИЖНЫЕ ШТАБЫ.

КАРРОЧЧО НА СРЕДНЕВЕКОВОЙ МИНИАТЮРЕ XI ВЕКА
КАРРОЧЧО НА СРЕДНЕВЕКОВОЙ МИНИАТЮРЕ XI ВЕКА

Важную роль в средневековых армиях играли знамена. Они отличались размерами и определяли статус его владельца, указывали место командира на поле боя и служили ориентиром для сбора войск.

Постепенно знамена некоторых особо авторитетных вождей начали принимать такие размеры, что их невозможно было переносить вручную. Император Священной Римской империи Оттон I имел штандарт с изображением шелкового дракона, на древке, увенчанном орлом. Этот штандарт уже перевозился на четырехколесной повозке. Подобные повозки использовались также во Франции и Англии. В 1138 году, в так называемой «Битве Знамен», в которой англичане нанесли поражение шотландцам, у победителей была особая повозка. Над ней возвышалась корабельная мачта с серебряным распятием. С повозки велось управление английским войском. Есть свидетельства, что в походе иногда на мачте поднимали парус, чтобы помогать лошадям.

Постепенно мода докатилась до Италии, где подобные повозки получили широкое распространение и приобрели наименование «карроччио». Поначалу их могли себе позволить только богатые города, способные содержать крупные воинские формирования.

Карроччио использовали для управления войском. Они являлись прообразом мобильного полкового штаба и ориентиром для сбора городской дружины.

Первое карроччио появилось в Милане и носило название «Повозка войны». Она представляла собой четырехколесную платформу, покрытую красным бархатом. В центре повозки возвышалась мачта, увенчанная распятием и золотой «державой». На мачте поднимался флаг капитана – командира воинского формирования. У основания устраивался алтарь. Находящийся возле него священник напутствовал сражающихся воинов, причащал раненых перед смертью и молился за упокой об убитых.

Платформа вокруг мачты вмещала до 50 опытных солдат и дюжину трубачей, игравших на марше или в сражении военные и религиозные гимны для возбуждения воинства. Платформу тянули три пары волов в богато украшенных попонах белого цвета с алыми крестами Святого Георгия, считавшегося покровителем Милана.

СОВРЕМЕННОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ КАРРОЧЧИО
СОВРЕМЕННОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ КАРРОЧЧИО

Пример был быстро подхвачен в остальных итальянских городах, но уже с учетом местных особенностей. Например, Флорентийское карроччио сопровождалось небольшой повозкой с башенкой, везущей Мартинеллу – городской вечевой колокол. С помощью него подавали сигнал «К оружию!» в случае вражеского нападения. В ходе сражения условными перезвонами Мартинеллы отдавались боевые приказы. Обратную связь с капитаном, роты поддерживали трубами и посыльными.

В бою карроччио оставаясь в задних рядах выполняли функции командных и наблюдательных пунктов и передвижных арсеналов. Если же дела складывались плохо, то войска отступали до уровня карроччио, которое становилось очень эффективным узлом сопротивления, «ключевой высотой», позволявшей переломить ход сражения.

В редких случаях карроччио использовали в наступлении, навешивая перед волами блоки из нескольких щитов, щедро снабженных остро отточенными серпами и пиками. В этом случае они играли роль тарана, отодвигавшего вражеские построения.

Как правило, вокруг карроччио завязывался наиболее ожесточенный бой. На его охрану выделялись наиболее храбрые воины. Постепенно они превратились в своеобразных гвардейцев, составлявших последний резерв главного командования. Например, в Болонье карроччио охраняли пятьсот пеших солдат и две особые конные группы.

Захват карроччио врагом означал полное поражение и унижение для войска.

Постепенно карроччо нашли очень широкое распространение в Европе, появляясь у каждого мало-мальски уважающего себя капитана. При этом каждый капитан модернизировал и украшал свой передвижной командный пункт в соответствии с собственными нуждами и наличием золота в кошельке.