Трагедия в жизни

02.05.2018

Для человека с более-менее развитым речевым аппаратом нет ничего проще, чем сказать слово (правда, слова, состоящие из более чем семи букв, бывает трудно выговорить с первого раза. И даже с десятого).


Но это до тех пор, пока человек не задумается всерьёз, что же именно хочется сказать тем либо иным словом. И вот тут всякого ждёт подлинная засада.
Многие считают, что описание механизма и структуры слова - просто вымысел получающих докторские степени. В какой-то мере это верно, особенно, если докторская А повторяет докторскую Б в точности, но словами, переставленными наоборот.
Для того, чтобы устранить трагические конфликты, необходимо было вскрыть порождающие их причины, условия, при которых они возникают. Марксистское понимание трагического не только дает ответ на данный вопрос, но и указывает пути к устранению трагедий.


Трагедии порождаются, главным образом, антагонистическими противоречиями классов. Уничтожить классовый антагонизм - значит уничтожить главный источник трагического.
Не надо думать, что марксисты не заметили трагедий, которые появляются при столкновении человека с непознанными явлениями природы, что они не видели личных трагедий людей. Понятное дело, видели, но, вскрывая корни трагедий, обнаружили, что даже личные трагедии несут на себе следы классовых противоречий.
Трагедия Ф. Шиллера «Коварство и любовь» - трагедия любви. Возвышенная и пылкая любовь Фердинанда к Луизе окончилась гибелью влюбленных, которые не могли соединить свои судьбы, а жить друг без друга не стали. Их браку воспрепятствовали потому, что они принадлежали к различным общественным классам, и это воздвигло непреодолимые препятствия между ними.


Трагедия других влюбленных, Ромео и Джульетты, порождена враждой их семей. Страдания маленьких и взрослых героев романов Диккенса, многих героев Бальзака появляются из устройства буржуазного мира, где деньги имеют великую силу, где всегда прав богатый, где все покупается и продается, где человеческое достоинство определяется богатством. Вся история развития общества приводит к мысли о том, что классовые антагонистические противоречия порождают трагедии. Уничтожить их - значит уничтожить социальную основу трагического.