Абстрактные миры Джексона Поллока

Джексон Поллок
Джексон Поллок

Джексон Поллок — один из первых американских художников, который принял вызов времени и стал национальным героем США. Всю жизнь Поллок искал творческое вдохновение, собственную манеру письма, новые сюжеты для выражения современности. Это была не только личная проблема автора, но и вызов для молодой Американской культуры. Желание найти свой путь в искусстве без оглядки на достижения европейской традиции, создать живопись, которая бы подчеркнула американскую инаковость — актуальная проблема того времени.

Стремление противопоставить себя не только советскому соцреализму, но и европейскому авангардизму требовало новых истоков вдохновения. Для этого американский художник обратился к мифологии и рисункам древних индейцев. Его увлекал универсальный характер символов, который он находил в их искусстве. Будучи уверенным, что такие символы способны найти отклик в бессознательном каждого человека, он решил использовать их в творчестве.

В свое время он увлекался юнгианством, которое не только помогло ему справиться с алкогольной зависимостью, но и повлияло на его творчество. Поллок считал, что коллективная память человечества выражается в искусстве. Он верил, что пальцы лучше выражают эмоции и идеи, когда пишут независимо от сознания. Эта вера стала основанием не только содержательной стороны его творчества, но и основой создания новой художественной техники. Такой метод письма подразумевает вживание в каждую линию, в каждый нанесенный пигмент в момент творчества.

Джексон Поллок «№ 5»1948
Джексон Поллок «№ 5»1948

Новый поворот в работе с холстом

Художники европейской школы работали над картинами, устанавливая холст перед собой таким образом, чтобы, сделав шаг назад, можно было увидеть картину целиком. Так происходила смена точки видения. Джексон Поллок нашел новый способ работы над картиной, он решил снять холст со стены и расстелить на полу. Таким образом художник во время работы полностью погружался в окружающие его разноцветные кривые линии. Он описывал этот процесс как контакт с картиной:

«Я должен чувствовать сопротивление твердой поверхности. На полу легче всего. Я чувствую себя ближе к живописи, её частью, я могу ходить вокруг неё, работать с четырёх сторон и буквально быть внутри неё. Когда я внутри живописи, я не осознаю, что я делаю. Понимание приходит позже. У меня нет страха перед изменениями или разрушением образа, поскольку картина живёт своей собственной жизнью. Я просто помогаю ей выйти наружу. Но если я теряю контакт с картиной, получается грязь и беспорядок. Если же нет, то это чистая гармония, легкость того, как ты берешь и отдаешь».

Взглянем на картину Поллока №5. Первое, что бросается в глаза — бесчисленное количество линий. Такая манера предполагает другой подход к чтению изображения. Зрителю следует забыть все привычные представления об искусстве. Он должен подойти предельно близко к картине, чтобы оказаться внутри, и тут происходит нечто совсем непривычное: мы погружаемся в картину, линии переходят в цвет, цвет становится линией. Стремление выразить себя, пока не настал конец света, — вот что движет Поллоком.

Джексон Поллок
Джексон Поллок

Роль художника

Абстрактный экспрессионизм Поллока оказался очень востребованным после Второй мировой войны. Его выставки прошли не только в Соединенных Штатах, но также и в Европе. Даже в СССР после его выставок стали появляться последователи этого направления. Художник наряду с другими влиятельными людьми в области культуры и искусства задал новую парадигму, которую только в 60-е годы сменили минимализм и концептуализм. Абстрактный экспрессионизм удачно вписался в идеологию США того периода, так как отношения с СССР тем временем накалялись со страшной силой, а потому необходимо было переместить эпицентр современного искусства — авангарда — к себе, дав ему свое политическое обоснование.

Как и многие национальные герои США, Поллок не дожил до старости, разбившись в автомобильной катастрофе. Однако его вклад в современное искусство неоспорим, а его трагическая жизнь до сих пор вызывает интерес к его искусству, а его искусство, в свою очередь, к его жизни, что весьма характерно для США, где жизнь художника, писателя, музыканта и его творчество всегда идут рука об руку. В XX веке биография автора играет не меньшую роль для успеха, чем творчество. А потому общество всегда стремится к романтизации своих героев, ведь тогда точка зрения становится не абстрактной, а вполне конкретной и понятной каждому.