Сити-менеджер г. Тольятти, Сергей Анташев. Как ставленник Меркушкина разрушает Тольятти?

22.06.2018

Весной 2013 года газета «Тольяттинское обозрение» напечатала статью под названием «Два дня из жизни аферистов. Мэру и его замам удалось провернуть крупную аферу всего за два дня». Это история, в которой были замешаны вице-мэр Алексей Бузинный, заммэра по социалке Елена Ширнина, заммэра по городскому хозяйству Сергей Анташев и «серый кардинал» горадминистрации, ставленник олигархических структур Александр Тарасов. Речь в материале шла об ОАО «Зеленстрой», который занимался озеленением и благоустройством Тольятти и принадлежал городу на 100%. Журналисты утверждали, что через это предприятие незаконно «прокачивались» бюджетные деньги, которые были «распилены» под предлогом празднования Дня города в 2012 году. Контрольно-счетная палата выяснила, что в числе мероприятий по подготовке к празднику были запланированы работы по пошиву и монтажу 279 флагов на сумму 600 тысяч рублей. Эти деньги дали «Зеленстрою», но при проверке – документы, подтверждающие выполнение работ, не нашлись.

Но 600 тысяч рублей – это мелочи по сравнению с тем, что было «приватизировано» на самом предприятии. У «Зеленстроя» были база по ул. Октябрьская, д. 6. Там на нескольких гектарах земли располагались теплицы со служебными помещениями общей площадью 7794 кв.м, хозпостройки, автогаражи, мастерские. А главное - подведены коммуникации повышенной мощности, что позволяет строить на этом «зеленом островке» недалеко от центра города элитное жилье. Рыночная стоимость земельных активов превышала 150 миллионов рублей.

Куратором «озеленения» города (а как позже выяснилось – и чиновников) был будущий сити-менеджер Тольятти Сергей Анташев, на тот момент возглавлявший совет директоров ОАО. За время нахождения Анташева на этой должности компания лишилась и земли, и теплиц, и мастерских. Как отмечало «Тольяттинское обозрение», «приватизация» была проведена в рекордные сроки – всего за два дня.

Часть статьи из «ТО»:

«В мошеннической схеме использовались три организации: собственно сам «Зеленстрой», из которого выкачали все активы («смотрящий» от мэрии - Анташев) и два «насоса»: банк «Солидарность» (президент банка Сергей Красильников – тесть «серого кардинала» мэрии Тарасова) и негосударственный пенсионный фонд «Муниципальный» (в совете фонда - вице-мэр Алексей Бузинный и заммэра по социалке Елена Ширнина).
Негосударственный пенсионный фонд «Муниципальный» - «контора», которая была создана для того, чтобы доплачивать деньги к пенсии бывшим городским чиновникам. Деньги этот фонд получает из городского бюджета. Совет фонда возглавляет вице-мэр Алексей Бузинный.

8 апреля 2013 года заммэра по городскому хозяйству Сергей Анташев и по совместительству председатель совета директоров ОАО «Зеленстрой» проводит заседание совета. На повестке дня – вопрос о кредите для предприятия. Причем кредит очень странный: «Зеленстрой» берет у банка «Солидарность» сумму в 30 миллионов 370 тысяч рублей под 12% годовых ВСЕГО НА ДВА ДНЯ. Да-да, это не опечатка, кредит в 30 миллионов на два дня!
Вы думаете, у кого-то из собравшихся на совете директоров возникли вопросы или возражения? Нет. Кредит единодушно одобрили.
Но для того, чтобы взять этот странный кредит необходимо было получить согласие мэра Тольятти, так как «Зеленстрой» на 100% принадлежит городу. Мэр Сергей Андреев уже на следующий день, 9 апреля 2013 года подписал разрешительный документ с дословной формулировкой: «Одобрить крупную сделку о предоставлении ОАО КБ «Солидарность» кредита ОАО «Зеленстрой» в размере 30 370 000 (Тридцать миллионов триста семьдесят тысяч) рублей, сроком погашения в течение 2 (Двух) дней с даты выдачи кредита под 12 (Двенадцать) % годовых».

Деньги не задержались на счету «Зеленстроя» и пары часов, их перевели на счета негосударственного пенсионного фонда «Муниципальный» (напомню, что там в совете заседают вице-мэр Бузинный и заммэра Ширнина).
Причем сделано все это было с ведома и согласия мэра Андреева. О чем свидетельствует второй документ, подписанный Андреевым также 9 апреля: «Одобрить добровольный взнос ОАО «Зеленстрой» в Негосударственный пенсионный фонд Тольятти «Муниципальный» в размере 30 370 000 (Тридцать миллионов триста семьдесят тысяч) рублей».

«Эти тридцать миллионов рублей не задержались и в пенсионном фонде. То есть это все были лишь подготовительные шаги для того, чтобы провернуть главное дело. Внимание – дальше кульминация аферы. Негосударственный пенсионный фонд за эти 30 миллионов покупает у «Зеленстроя» всю землю, постройки и мастерские. А «Зеленстрой» возвращает деньги банку. Гениально! Теперь «Зеленстрой» и без денег, и без активов, ведь Андреев 9 апреля подписал и третий документ, разрешивший «перекачать» активы «Зеленстроя» в негосударственный фонд», - писало издание.

«Тольяттинское Обозрение» просило считать этот материал официальным обращением в Прокуратуру и Следственный комитет, но те никак не отреагировали. Историю предпочли «замолчать» а сама газета вскоре при загадочных обстоятельствах была закрыта… А в 2014 году, когда все что можно было уже приватизировано, Сергей Анташев покинул мэрию.

Прямо перед уходом Анташев поучаствовал в «определении» победителя тендера на обслуживание внутриквартальных дорог и благоустройства. Там все тоже было «интересно». Например, в отличие от предыдущих годов, все дороги города, как магистрали, так и внутриквартальные, вне зависимости от района стали обслуживаться одной конторой. Еще одно нововведение Андреева, и в этом также легко усмотреть коррупционную составляющую, заключалось в том, что контракт с победителем торгов был заключен сразу на 2,5 года. За это время город потратил (и еще продолжает расходовать средства) на дороги более миллиарда рублей. 346 миллионов пошли на уборку внутриквартальных территории, еще 724 – на магистральные дороги. Мэрия, помимо прочего, продумала и то, как отсеять неугодных, далеких от ближнего круга, подрядчиков. Во-первых, все участники аукциона должны были внести на счета мэрии 5 процентов от суммы контрактов и дополнительно предоставить банковскую гарантию еще на 15%. На выходе получалась круглая сумма в десятки миллионов рублей по каждому лоту. В документах были прописаны такие параметры, что снять любого неугодного, недоговоренного претендента, с конкурса можно было легко и просто. Например, в требованиях указали три различных товара: «Пескосоляная смесь», «Противогололедные материалы» и «Хлориды жидкие, твердые (сыпучие)». Вроде бы мелочь, но те, кто хоть раз участвовал в муниципальном заказе знают, что без каких-либо разъяснений мэрия может снять любую фирму с торгов просто из-за того, что критерии размыты и непонятно, например, вот эти три товара являются различными противогололедным материалами, либо к товарам «Пескосоляная смесь» и «Хлориды жидкие, твердые (сыпучие)», помимо их собственных, должны быть применены еще и требования к товару «Противогололедные материалы», являющийся обобщенным названием «Пескосоляной смеси» и «Хлоридов жидких, твердых (сыпучих)». Еще там была куча «непоняток» с характеристиками бетона, крышкам дождеприемников, колодцами и многим другим. Собственно, в итоге всех неугодных с конкурса сняли. Антимонопольная служба промолчала (можно только догадываться почему). Город не получил экономии, ради которой и были придуманы конкурсы. Не получил качества. Критерии отбора, к слову, составлялись при непосредственном участии господина Анташева, курирующего тему городского хозяйства в мэрии.

Стоит также отметить, что ни один из проектов Анташева по реформированию сектора городского хозяйства даже не вступил в стадию запуска! К примеру, жители Тольятти в ожидании больших перебоев в работе городского общественного транспорта в связи с началом внедрения в следующем году новой маршрутной схемы. Независимые эксперты в сфере пассажирского транспорта скептически отзывались о форсировании мэрией внедрения крайне сырого проекта реформирования общественного транспорта Тольятти. Для реализации столь масштабного и социально-ориентированного проекта у мэрии нет ни четкого плана действий, ни грамотных специалистов, ни достаточных юридических рычагов, а, самое главное, не налажено взаимопонимание по данному вопросу с профильным министерством регионального правительства.

Так и не удалось Анташеву выправить катастрофическую ситуацию с развалом тольяттинского троллейбусного управления, которое стремительно продолжает свой путь к банкротству. Да и в личных отношениях чиновник Анташев оказался явной противоположностью портрету депутата ТГД — несговорчив, в отдельных моментах патологически прямолинеен и часто необоснованно груб. В крайне не выгодном для мэрии свете выглядел Сергей Александрович, когда «взрывался» на общественных слушаниях в ответ на критику со стороны жителей города. Ну а случай с трудоустройством Анташева-младшего в подведомственную структуру общественностью вообще расценен как факт коррупции. В подобных случаях, офицеры в дореволюционной России предпочитали стреляться. Думается, Сергей Александрович нашел более приемлемый способ сохранить репутацию приличного человека. Чем быстрее Анташев покинет свой кабинет на Площади Свободы 4, тем будет полезней для него самого и в первую очередь для города Тольятти., - писал об увольнении Анташева по собственному желанию известный тольяттинский журналист Алексей Напылов.

Спустя 3-х лет должность мэра города в Тольятти была упразднена, взамен которой пришла должность сити-менеджера, который избирался на конкурсной основе в городской думе. 11 апреля 2017 года сити-менеджером Тольятти стал Сергей Анташев. Губернатор выбрал для города Сергея Анташева, топ-менеджера компании «ЭнергосбыТ Плюс», подконтрольной олигарху Виктору Вексельбергу. И хотя избран Анташев на управление городом был формально депутатами городской думы, которые и проводили конкурс, по факту его кандидатуру утвердил именно губернатор Самарской области Николай Меркушкин.Но вот, что интересно - Анташев является земляком Меркушкина. Родился в Мордовии, в Саранске. Своя рубашка, стало быть, ближе к телу. Но немаловажную роль в назначении Сергея сыграли не столько его мордовские корни, сколько принадлежность к ФПГ Вексельберга, прочно обосновавшейся в области с десяток лет назад и усилившей свои позиции в последние три-четыре года.

Совсем недавно агентство "Регнум"рассказало о набирающем обороте скандале в Самарской области, связанном, как раз таки, с Сергеем Александровичем. Выясняется, что Анташев некоторое время был одновременно директором коммерческой структуры-директором местного филиала ОАО «Энергосбыт Плюс» и уже мэром города. При этом как руководитель коммерческой структуры, находясь в кресле градоначальника, получал там денежное вознаграждение. Источники в Тольятти называют и сумму: якобы уже будучи мэром города Сергей Анташев, получил 2,8 млн.руб в качестве денежного бонуса в ОАО «Энергосбыт Плюс». На запрос ИА REGNUM, имеют ли здесь место нарушения законодательства о противодействии коррупции, старший помощник прокурора области по взаимодействию со СМИ Ульяна Кудинова сообщила, что прокурорская проверка указанных фактов будет проведена, о результатах которой надзорное ведомство уведомит в положенный срок. По мнению экспертов, в случае подтверждения подозрений прокуратуры, нарушение может реально стоить тольяттинскому градоначальнику отрешения от должности.

«Приказом ОАО «Энергосбыт Плюс» от 02.02.2016 года Сергей Анташев назначен на должность директора Самарского филиала ОАО «Энергосбыт Плюс», — указано в поступившем в надзорное ведомство документе. — Приказом ОАО «Энергосбыт Плюс» от 12.04.2017 года №42-к трудовой договор с Анташевым расторгнут на основании ч.5 ст.77 ТК РФ в связи с переходом на выборную должность. Согласно ТК РФ днем прекращения трудового договора во всех случаях является последний день работы работника (ст.84 1), т.е. 12 апреля 2017 г. в этот день работодатель обязан выдать работнику трудовую книжку и произвести с ним расчет. А главой Тольятти Сергей Анташев был назначен днем ранее, 11 апреля 2017 г. Таким образом около двух суток он был одновременно и мэром, и главой коммерческой структуры. В соответствии с п.9 ст.32 Устава Тольятти глава города должен соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены ФЗ от 25.12.2008 года «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами. Согласно ч.3 с.12.1 ФЗ «О противодействии коррупции» лица, замещающие должности в муниципальной службе, не вправе участвовать в управлении коммерческой организацией, а также заниматься другой оплачиваемой деятельностью».

В документе, имеющемся у прокуратуры, также сообщается:

«Учитывая, что в день увольнения из ОАО «Энергосбыт Плюс» 12.04.2017 года, Анташев С.А. уже являлся главой города Тольятти, имеет место быть конфликт интересов (закон ФЗ «О противодействии коррупции»). Вследствие чего у Анташева в связи с его должностным положением возникла личная заинтересованность, выражающаяся в получении дохода в виде денежных средств. В день увольнения 12.04.2017 из ОАО «Энергосбыт Плюс» Анташев (будучи главой Тольятти) получил расчет в виде необоснованно завышенных выплат (бонусов). При этом Анташев знал заблаговременно о предстоящем заседании думы и о своем назначении и имел возможность избежать конфликта интересов, однако бонусы от «Энергосбыт Плюс» были получены после вступления в должность главы города. Таким образом, в период с 11.04.2017 г. по 12.04.2017 г. Анташев С.А., одновременно являясь главой Тольятти и работником «Энергосбыт Плюс», исполнял приказы и поручения непосредственно работодателя и получал вознаграждение, как за основную работу».
В соответствии с федеральным законом «О противодействии коррупции», лица, занимающие государственные, муниципальные должности, нарушившие запреты, несут ответственность, предусмотренную законодательством. По Уставу Тольятти в случае несоблюдения ограничений, установленных законом, полномочия главы города прекращаются. А по закону «О противодействии коррупции» лицо, занимающее муниципальную должность, увольняется в связи с утратой доверия, отмечают эксперты

Управляющий партнер адвокатского бюро «Яблоков и партнеры» Вячеслав Яблоков пояснил ИА REGNUM, что глава города, будучи чиновником, вправе получать законно начисленные бонусы (премии) с предыдущих мест работы, если их задекларирует.

В разгар скандала Фонд социальных исследований (ФСИ) обнародовал плановый замер мнений жителей — «Мэрские предпочтения тольяттинцев». В документе говорится, что сообщения о недавних проверках и выемках документов в мэрии Тольятти усугубили распространенное в народе мнение о поголовной коррумпированности чиновников. Только 5% тольяттинцев считают обвинения чиновников мэрии в коррупции необоснованными. Более половины (56%) считают городских чиновников коррумпированными, возлагая ответственность либо на прежнюю, либо на нынешнюю городскую администрации. И двое из каждых пяти горожан вообще не осведомлены об обвинениях в адрес городских чиновников.

Что же за время своего управления успел сделать Анташев для города?

-Стоит начать с того, что он решил повысить заработную плату главы города в размере 210 тыс. рублей. (изменения, принятые городской думой 24 мая 2017 года в Положении № 154 от 21.10.2009 "О денежном вознаграждении депутатов и выборных должностных лиц МСУ, осуществляющих деятельность на постоянной основе").

-Очередной скандал, связанный с назначением заместителя главы по социальным вопросам жены руководителя департамента дорожного хозяйства и транспорта, работавшей журналистом на «ВАЗ-ТВ» Юлии Банновой. В декабре прокуратора направила представление в адрес главы Тольятти Сергея Анташева о незаконном назначении на должность его заместителя Юлии Банновой, ввиду её не соответствии квалификационным требованиям.

-В 2018 году не выполнил требования федеральной программы «50-летие АВТОВАЗа» на получение финансирования на благоустройство и создание важных городских социальных объектов. В срок не была подготовлена документация, не был готов и вынесен на общественные слушания, проект набережной Автозаводского района. Из-за этого в парке Победы Автозаводского района было приостановлено строительство выставочного зала в честь первого автомобиля ВАЗа напротив 6 квартала на улице Революционной со сквером, игровыми площадками и фонтаном.