Лекторий в оперном

06.04.2018

В Саратовском театре оперы и балета озадачились привлечением клиентов. Наладили соцсети, организуют встречи прессы с режиссерами (пока только с одним, но лиха беда начало, как известно). И вот, новый маркетинговый ход – Лекторий.

Для начала — как это работает в принципе. Так уж сложилось, что опера и балет почитаются среди зрителей как жанры сложные и лишь для искушенных ценителей доступные. Вроде, и в музыке нужно разбираться, и в хореографии, да еще и попутно сюжет пытаться понять.

И вот тут на помощь сомневающемуся в своих силах и знаниях зрителю приходит механизм под названием «Лекторий». В идеале — бесплатное мероприятие, а лучше — цикл, смысл которого состоит в том, чтобы, во-первых, привлечь в театр новую публику, а во-вторых — помочь этой публике разобраться в хитросплетениях жанра музыкального театра.

Кто целевая аудитория? Тут нужно сначала понять, кто на данный момент больше всего посещает театр, и за счет Лектория расширить контингент. Взять наш родной саратовский театр оперы и балета: больше половины зрителей – те, кому за 50. А то и за 60. Значит, нужно привлечь людей хотя бы от 30 до 50.

А значит, нужен умелый лектор, который интересно и со вкусом введет в курс дела, пообщается с залом, расскажет интересные факты и даст аудитории понять, что вот то, про что он рассказывает — чертовски интересно, и надо обязательно прикупить билетик для себя, своей подруги, а то и родителей с детьми привести.

Тут нужно сказать, что спикера такого уровня найти очень непросто. Он мало того, что должен разбираться в вопросе, так еще и харизмой должен обладать приличных размеров. Вот в этом случае схема «Лекторий» в маркетинговой истории театра сработает.

В случае Саратова что-то пошло не так. Что именно? Да практически все. Провели лекторий в день спектакля, за час до оного, видимо, руководствуясь принципом «покупая билет на представление, зрители бесплатно получат лекцию», и жажда халявы в них настолько сильна, что они мигом сметут все билеты. Увы, такую стимуляцию потенциального клиента в данном случае вряд ли можно назвать эффективной.

Сам спектакль, перед которым просвещали публику, а именно — «Царь Иудейский», хоть и считается репертуарным, но дается ровно раз в год. Имело ли смысл привязывать лекцию именно к нему? Весьма спорно. Просто потому, что через год никто про нее не вспомнит.

В роли лектора выбрали специалиста по античности, доктора исторических наук, профессора Владимира Кащеева. Регалии серьезные, спору нет. Но главная ошибка в том, что это совершенно не публичная личность. Никто не ставит под сомнение его научные заслуги, но этого мало. Нудно, монотонно, читая с бумажки и используя презентацию с большим количеством мелкого текста и неразборчивых картинок, он вряд ли смог вызвать интерес у аудитории. Это было скучно, и не более того.

И все это за час до спектакля, после чего нагруженная новыми знаниями, никак не осмысленными и не уложенными в голове по полочкам, аудитория идет в зрительский зал. А там… Опять лекция. Да, не удивляйтесь. Чуть более короткая, но наполненная интересными фактами и рассказанная солистом оперы Михаилом Журковым. Возникает вопрос: зачем приглашать стороннего человека, когда есть свой, который на эту роль подойдет гораздо лучше?

Но первый блин — он, как известно, всегда комом, и в будущем, возможно, «Лекторий в оперном» будет максимально выполнять задачу привлечения новых зрителей.

Вторая лекция пройдет уже 20 апреля, перед спектаклем «Тайный брак». И ходят слухи, что спикер там будет чуть более харизматичный.