Любля. Из мата, стихов и нескольких кусочков мяса

09.04.2018

Тут как никогда понимаешь важность правильной постановки ударения в слове. Любля. Слово, которое филологами вряд ли когда-либо будет признано официально, появилось на афишах альтернативного психологического театра Аффект.

И хотя там, на афишах, оно написано латиницей с явно обозначенным ударением на первый слог, произносится оно (по крайней мере, в первый раз) с исконно пролетарским ударением на последний.

Перфоманс на стихи московских поэтов появился благодаря режиссеру Дмитрию Изместьеву и впервые был показан в 2011 году в Москве. Там он, правда, был чуть более конкретным «Любля. Офисная любовь». До Саратова добрался уже без приставки. И правильно: в таком деле подобная конкретика – лишнее.

Среди главных героев — известный всем пухлый Амурчик (или Купидончик, тут кому как больше нравится). Правда, он уже не так молод, да и нервная работа на нем сказалось не самым положительным образом. Грубая щетина затянула розовые щеки, лук свой он где-то потерял, но стрелы еще остались. А еще он обзавелся социально-продуктовой корзиной ангела. Набор продуктов классический: яблоко раздора, помидор разврата и прочие плоды человеческих отношений, которые неизбежно придется вкусить, коли уж ты работаешь в высших сферах сводничества.

Дальше на сцене то ли два человека, меняющихся на протяжении своей социально-физиологической связи, то ли шесть человек постоянных и незыблемых в своих заблуждениях… Всех их объединяет, пожалуй, только одно – вот этот вот потрепанный, постоянно что-то жующий и исполняющий дикарские танцы сводник с белыми крыльями за спиной, всем им дает шанс. Но шанс — штука эфемерная, местами даже мистическая, ею не то что воспользоваться, в нее и поверить-то порой сложно.

Кому-то удается. И тогда держаться за руки, склеивать по кусочкам и прочные узы. Но до этого — самовлюбленность, мат, воспитательные процессы его и ее с разной степенью успеха, психологическое доминирование и прочие прелести настоящих отношений. Из которых не каждому везет выбраться душевно живым и психологически здоровым.

Ну и, естественно, если уж говорить о любви, то исключительно в стихах. Тимур Кибиров, Андрей Орлов (Орлуша), Дмитрий Быков, Екатерина Горбовская, Игорь Иртеньев, Елена Исаева – очень разные поэты, но в «Любля» они как-то удачно и гармонично смешиваются, иногда даже дополняя друг друга.

Рейтинг у спектакля 21+, но на самом деле надо пускать с 16. К 21+ много из показанного уже случилось, пережилось и осталось исключительно в качестве воспоминаний. А вот если вам 16, то можно успеть что-то реализовать, что-то для себя новое почерпнуть. Как минимум из стихотворения «В жизни так мало хороших вещей…»

Постановка получилась очень странной, с большим количеством мощных русских оборотов речи и чертовски непонятной. В хорошем смысле непонятной – можно интерпретировать под свое мировоззрение. Это же стихи. Кто знает, сколько слоев смысла заложил в них автор. А сколько еще заложит читатель или зритель…

Актеры не выглядят профессионально заезженными – этим зачастую грешат крупные театры. Они кричат, смеются, великолепно читают стихи и делают это очень жизненно и порой даже болезненно. Главное, что персонажи за всем этим очень четко прослеживаются. А учитывая, что персонажи эти сами по себе очень не четкие – можно сказать, что актеры делают все правильно.

Одно ясно точно. Пока смотришь, в голове две мысли: первая – «почему местами я ничего не понимаю» и вторая — «хочу еще». Первая через какое-то время рассасывается и, раскладываясь на составляющие, формирует ту или иную картину в голове, которой сознание удовлетворяется и перестает терзать мозг в поисках истины. А вторая мысль остается. И для спектакля это, наверное, очень важно.