Борьба за живучесть 2.

06.05.2018

По сети, в разных вариантах, гуляет одна и та же история столкновении советской атомной подводной лодки проекта 671 К-314 с американским авианосцем «Китти Хок». Причем основой этой истории является отрывок из книги «Возмутители глубин. Секретные операции советских подводных лодок в годы холодной войны» Николая Черкашина (автор «Адмирал. Трагическая судьба Колчака», «Последняя любовь Колчака», «Унесенные бездной. Гибель „Курска“» и т.п.), написанный якобы со слов Владимира Евсеева - командира той самой злополучной АПЛ К-314.

Бухта Павловского
Бухта Павловского

В пересказе Николая Черкашина событие выглядит следующим образом.
1.Капитан 2-го ранга Евсеев находится на борту АПЛ К-314, которая на полигоне в Японском море отрабатывает учебную задачу. По определению этот полигон отстоит не далее 100 миль от места базирования К-314 – бухты Павловского.
(Почему «по определению»? – Чем ближе к базе полигон, тем быстрее до полигона доберется торпедолов, который подбирает учебные торпеды и тем меньше будет потрачено горючки)
2.Евсеев получает приказ из штаба 26-ой дивизии АПЛ, базирующейся в той самой бухте Павловского, о срочном возвращении к родному пирсу для замены учебных торпед на боевые, получении двух рыбок с атомными боеголовками и затем – немедленном выходе в Японское море возле Корейского полуострова, где начинаются или уже проходят военно-морские совместные учения США и Южной Кореи.

"Орион" и АПЛ 671-го проекта.
"Орион" и АПЛ 671-го проекта.

3.Евсеев пытается отвертеться от приказа с мотивировкой, что его экипаж не готов гоняться за АУГ Китти Хок по причине недостаточной выучки, это, во-первых, а во-вторых – вверенная ему лодка К-314 вскоре должна идти через Вьетнам на боевую службу в Красное море и пора бы грузить муку и консервированную картошку, а не валять дурака в Цусимском проливе.
(Странные аргументы: следить за АУГ мы не готовы, а в Судан – хоть завтра пойдем)
4.Далее 10-го марта К-314, пополнив запасы атомных патрон, выходит из бухты Павловского и на всех парах идет в южную часть Японского моря, где согласно информации, полученной советской разведкой, находится АУГ Китти Хок.
5.Семь суток К-314 и АУГ играют в пятнашки. Американцы потом утверждали, что 15 раз обнаружили советскую АПЛ и столько же раз условно ее потопили. Евсеев утверждает в своем рассказе, что он все это время постоянно имел контакт и через перископ, и акустический с авианосцем.
(Сложно в треугольнике между Цусимой, побережьем Японии и берегом Кореи не заметить АУГ. Тем более, когда мимо АУГ через Цусимский пролив на север и юг постоянно шляются толпы всяких коробок, гражданских и военных) с которых немедленно в Москву уходят последние координаты американцев.)

Глубины моря
Глубины моря

7. 18-го или утром 19-го марта Евсеев теряет контакт с АУГ. И шлет панические депеши в Центр. Все пропало, гипс снимают. Цель не вижу. Помогите, Христа Ради. Мы сами тут не местные. Приплыли к территориальным водам Республики Корея в районе островов «Чугда и Ногда». Что делать дальше, не знаем!
(Если посмотреть на карту побережья корейского полуострова, можно увидеть, что острова у побережья есть только в Цусимском проливе. Причем большая часть южнее Цусимы. Севернее – ничего стоящего. А остров с названием похожим на Чукда - Jukdo – притаился недалеко от города Пуссан)

8.20-го марта приходит шифровка из Центра с новыми координатами АУГ. К-314 отправляется в подсказанном направлении и действительно находит Китти Хок, подтверждая находку подвсплыв на перископную глубину, и даже почти сутки за авианосцем следит, не взирая на туман и трехбалльное волнение моря.
9. И тут Евсеев снова теряет авианосец, который, по его мнению, уходит в южнокорейские территориальные воды и прячется за остров Чукда (Jukdo).
10. Ночь на 21-ое марта К-314 шатается на границе территориальных вод Кореи недалеко от острова Чукда.
(И это все на глубинах моря не более 400 метров. А скорее всего 200 метров. Не напоминает ли место упокоения АПЛ «Курск»? И это все в районе Цусимского пролива с невероятно оживленным морским движением, с двумя подводными течениями – Восточнокорейское и Цусимское, мелкопесчаным дном, температурой воды у поверхности в марте! +15 и выше, когда севернее в Татарском проливе еще может быть лед.)

11.Утром 21-го марта, по словам Евсеева, он отдает приказ акустикам «замерить гидрологию».
(Блин. Какая в п…ду и красную армию гидрология, когда твой пароход пробирается через подводное течение, брюхо твоей лодки и дно морское разделяет всего сотка-другая метров, а перископом цепляешь крючки на самодурах, спущенных с корейских джонок у тебя над головой!)
12.Акустики жалуются на плохую гидрологию.
(А ты, Командир, чо, не знаешь сам, что гидроакустическая обстановка здесь всегда поганая?!)
13. Наконец 21-го марта в 21.30 акустик докладывает, что слышит шум авианосца. Ура! Тварь снова выходит из тени.
(Самое забавное, что у Черкашина не уточняется, какое время имеет ввиду Евсеев. Когда лодка выходит в море, время на ней становится не местным, а Московским. Так что именно означает «21.30»? Это по Москве или по Корее/Владивостоку? +/-7 часов. Но в любом случае – на поверхности моря уже или еще темно. Кроме того, в последующем Евсеев несколько раз упоминает ходовые огни АУГ. Так что на К-314 народ, который не заступает на вахту, уже в своей основной массе собирается давить на массу или уже давит ее, наплевав на вечерний чай с пончиками.)
14. ШтурманА и боевой информационный пост выдают по данным акустиков дистанцию до АУГ. Евсеев полагает ее безопасной и отдает приказ на всплытие для радиосвязи и визуального подтверждения контакта с авианосцем.
(Как ты докажешь, что видел авианосец, не сделав свое селфи на его фоне?)
15. Поманеврировав и, наверно, встав на обратный курс, в 22.10 К-314 всплывает на перископную глубину. Евсеев делает несколько па в обнимку с перископом вокруг дырки в палубе Центрального Поста и видит, что на встречу ему идут параллельно друг другу танкер и еще какой-то охренительных размеров корабль. Дистанция 20-30 кабельтовых. Кэп отдает команду «срочное погружение». И это на глубинах 200…300 метров.

Авианосец Китти Хок и танкер.
Авианосец Китти Хок и танкер.

16. При погружении лодка получает удар в районе выдвижных устройств, затем следует удар в корме. Скорость падает на лаге до 6-ти узлов. И это, возможно, при встречном движении морского течения! Механики осматривают линию вала, который начинает бить. Поскольку атомоходы 671-го проекта одновальные и одновинтовые для предотвращения разрушения турбины в результате биения вала отключается главный турбозубчатый агрегат. Экипаж окончательно просыпается, откидывает и запускает дополнительные малые винты.
17. Малые винты дают максимальный ход около 5-ти узлов. А морское течение, в котором находится лодка, 4-ре узла!
18.К-314 всплывает и просит помощи в виде буксира.
19.Тем временем авианосец Китти Хок с пробоиной, из которой в море течет топливо, ретируется в сторону Японии.

АПЛ 671-го проекта в надводном положении.
АПЛ 671-го проекта в надводном положении.

PS. Что матроса, служившего в том числе и на К-314 под началом старшины группы гидроакустиков, замеченного 21-го марта 1984-го года на борту К-314, есть сказать по этому поводу.

Гидрология в Цусимском проливе и около него плохая по определению. Для местных военных мореходов это азбука.
Термоклин, тип гидрологи-1, тип гидрологии-2, отклонение распространения звука вверх или вниз на теплом мелководье с песчаным дном и сильным теплым течением, да еще в районе около корейских островов, где шастает тьма гражданских судов разного размера и назначения, — это ни о чем в данной ситуации.

Когда пришлось впервые услышать об этом инциденте, полагал, что все произошло где-то в открытом море. И там – да, это все было бы важно. Причем – очень. Но возле островов, где-то рядом с Цусимой…
Главное в этой ситуации то, что акустики все время слежки за авианосцем должны сидеть на своем посту по боевой готовности «раз». Причем настоящие акустики, способные на слух определить чем отличается главная партия паровых турбин авианосца Китти Хок от подпевок двухвального турбозубчатого агрегата противолодочного эсминца, в экипаже АПЛ 671В проекта в середине 80-ых — это два мичмана и офицер, могут лишь на минуту сбегать в туалет да запихнуть в себя еду, принесенную вестовым. И это все в наушниках на голове, в которых играет форменный концерт из фильма «Веселые ребята».
PS.
Как обычно, время инцидента – начало ночи или ее конец. После напряженного дня.

Реконструкция тарана АПЛ К-314 авианосца Китти Хоук >>>

Попытка АПЛ К-469 утонуть >>>

Карта канала «Черно-белое море» >>>