Воздух для подводной лодки.

13 January 2019

Так получилось, что бывая в Питере, раз несколько пробегал по Шкиперскому протоку от Наличной улицы к побережью Финского залива. И все время за кадром оставалась музеефицированная еще при советской власти подводная лодка «Народоволец», построенная в СССР в самом начале тридцатых годов двадцатого века и в настоящее время располагающаяся как раз на Шкиперском протоке.

Вечно такое безобразие продолжаться не могло.

И вот на днях питерские аборигены, живущие в двух шагах от музея, сказали мне о «Народовольце». Вы думаете, эти аборигены намекали, что мне, как мореману, хлебнувшему из осветительного плафона забортной воды на глубине четыреста метров, будет интересно посмотреть на подводную лодку? А вот нет. Аборигены использовали «Народовольца» как ориентир в масштабах района. Всего лишь рядом с «Народовольцем» останавливается троллейбус, на котором можно без проблем добраться до Зимнего! Ничего более.

В общем, я чертыхнулся, что мне никто ранее не открыл глаза на столь интересный туристический объект и что из-за этого долгие годы был вынужден при заезде в Питере развлекаться в Эрмитаже и Русском музее, и моментально выпил (зачеркнуто) побежал в музей. Причем, чтобы не зависнуть в нем на все время его работы с 11 до 18 часов, переступил комингс в первом межотсечном люке лодки только в шестнадцать нуль нуль.

Торпедный отсек "Народовольца"
Торпедный отсек "Народовольца"

За два часа до закрытия музея внутри прочного корпуса лодки любопытствующих туристов побывало, включая и меня, не больше десяти человек. И это в новогодние каникулы у школьников и их родителей, не считая студентов! Думаю, что в обычные дни внутри лодки бывают единицы посетителей. Разве что в последнее время стали завозить китайских туристов. Но это вряд ли. Китайских иероглифов как-то было не заметно на стенах музейных экспозиций и переборках лодки.

К чему вся эта долгая прелюдия? А к тому, что пока я в ностальгии ползал по отсекам «Народовольца», внутрь него каким-то ветром занесло группу из двух парней и одной девчонки. Зима, легкий морозец, снежок… А тут бац – теплое помещение, практически бесплатное. Тем более, если у тебя студенческий билет, который позволяет купить билет на проход в прочный корпус подводной лодки. И в этом прочном корпусе вдали от посторонних глаз можно неплохо потусоваться. Особенно, если девчонке не становится плохо от пребывания в закрытом помещении среди допотопных машин и механизмов.

Однако тут случилась накладка. Когда меня тестировали на то, справлюсь ли я с обязанностями гидроакустика на борту действующей подводной лодки, медкомиссия обнаружила у меня достаточно тонкий слух. Это во-первых. Во-вторых, межотсечные переборки музеефицированного «Народовольца» отдраены. И в-третьих, на подводной лодке уже давно не работают более-менее шумные механизмы типа дизеля 😊. Даже отопление лодки в зимний период происходит за счет обогревателей, расположенных вне ее корпуса. И по этой причине голоса редких посетителей отлично слышны во всех концах лодки.

Устройства регенерации воздуха
Устройства регенерации воздуха

Следовало бы оставить за кадром то, о чем болтала молодежь в трюмах и в центральных проходах лодки, но… сложно удержать от того, что в очередной раз лично меня задело в их базаре. С первых шагов внутри прочного корпуса лодки ребят поразило то, что им чуть ли не на каждом шагу попадаются какие-то непонятные железные коробки, покрашенные слоновкой. И под шконкой, и в углу между механизмами, и в седьмом отсеке, и в пятом.... На коробках даже можно посидеть и заглянуть внутрь. Но ни на одной коробке нет бирки, которая сообщала бы об их предназначении. А экскурсовода с ребятами не было. Студенты ж.

Когда ребята нагнали меня во время осмотра носовых отсеков, им вновь попалась на глаза непонятная железяка. Мне на этот раз надоело слушать то, как они громко, на все отсеки ломают голову, глядя на регенерационное двухъярусное устройство, не имея абсолютно никакого представления о том, чем дышат подводники, когда лодка движется в подводном положении. И мне пришлось вежливо встрять в чужой разговор и сперва задать несколько наводящих вопросов, а после просветить про углекислый газ и кислород…

Устройства регенерации воздуха
Устройства регенерации воздуха

Подводные лодки серии «Декабрист», к которой относится питерский «Народоволец», проектировались с возможностью пребывания в подводном положении до трех суток. Для этого за границей были приобретены образцы устройств, выпускавшихся во время Первой Мировой войны для немецких субмарин фирмой «Drägerwerk», изначально специализировавшейся на изготовлении горноспасательного оборудования.

Устройства представляли из себя патроны Драгера, с заключавшимся внутри них химическим веществом, способным связывать углекислый газ, образующийся при дыхании человека. На лодках предполагалось сперва использовать целую батарею таких патронов. Но такие батареи оказались очень громоздкими и пришлось от них отказаться, а сами патроны в дальнейшем использовались в индивидуальных средствах спасения типа респиратора Драгера.

В качестве машины для очистки воздуха сперва также предлагался поршневой компрессор, который прокачивал воздух поступающий из вытяжной вентиляции через емкость с щелочью. Но эта машины, помимо того, что была очень шумна, как и батареи патронов Драгера, не устраивала конструкторов лодки по своим массогабаритным параметрам.

В итоге к середине тридцатых годов на советских подводных лодках были установлены машины регенерации воздуха, сконструированные С.А.Базилевским.

Одна такая машина, включавшая в себя центробежный вентилятор, принудительно прогоняющий воздух отсека через несколько патронов с химическим регенерирующим веществом, способна была снабжать воздухом шесть человек. В отсеках таких машин размещалось не более двух штук. В итоге на «Народовольце» имелось 10 машин с запасом 1300 патронов, обеспечивавших нахождение лодки под водой, причем кислород поступал из баллонов, в которых он заранее запасался.

Однако с появлением в 1942-ом году новой системы регенерации РУКТ-3, которой не требовалась принудительная прокачка воздуха, от машин Базилевского к концу Отечественной войны начали отказываться. По данным на 1944 год на подводной лодке «Народоволец» должно было находиться 12 бесшумных установок для регенерации воздуха РУКТ-3. Запас регенерационных патронов для этих машин составлял 290 штук. Система РУКТ-3 в свою очередь позволяла подводной лодке находиться под водой до 15 суток.

Принцип работы РУКТ-3 основывался на том, что химическое вещество в присутствии паров воды в воздухе связывает углекислый газ и выделяет кислород, попутно нагреваясь, что позволяет уже подогретому воздуху самотёком проходить вдоль регенерирующего вещества.

Коробка с пластинами регенерации В-64 для РДУ
Коробка с пластинами регенерации В-64 для РДУ

Ну а потом появились РДУ с комплектом пластин регенерации В-64, способным, поглощая углекислый газ, обеспечивать одного человека воздухом для дыхания в течение шестидесяти четырёх часов.

Начало похода по отсекам "Народовльца">>>

Подводная лодка Б-396>>>

Другие рассказы о подводниках >>>