ДОРОГА СМЕРТИ.

21 March 2018

Дорогу от Амура через реку Алдан на Якутск, позже получившую название федеральной трассы «Лена», начали строить в 1925 году. Осенью того года была закончена вырубка просеки от поселка Незаметный до реки Алдан. В строительные сезоны 1926—1927 годов на участке от Яблоневого перевала — река Чульман — прииск Незаметный — Томмот продолжались работы по строительству мостов и устройству земляного полотна. Поселок Чульман в Нерюнгринском районе возник в 1926 году в первую очередь как поселок транспортников. Благодаря трассе он заметно вырос и некоторое время был даже столицей нашего район

Вплоть до начала XXI века на «Лене» оставалось немало участков, где твердого покрытия не было вообще. Только глина и песок. Зимой это было более-менее терпимо. «Якутский асфальт», как здесь называют снег, все отлично выравнивал. Но летом…

В те дни, когда в Якутии тает снег (как правило, май и начало июня), либо идут проливные дожди (в июне, июле и августе) трасса «Лена» становилась непроходимой. Многие водители и сегодня прекрасно помнят, как полотно трассы превращалось в вязкую жижу, начиналось вспучивание. Машины тонули в грязи. Свидетели и участники недавних многокилометровых пробок могут многое рассказать о перевернутых КамАЗах и «Уралах», лежавших на обочинах, о рассыпавшихся по трассе грузах, о голоде, случаях самоубийств водителей из-за испорченных и пропавших продуктов на миллионные сумм

Ситуация на автотрассе усугубилась с началом эксплуатации железнодорожной линии на участке Беркакит-Томмот. Движение грузовиков, доставлявших грузы для строительства железной дороги, привело к увеличению нагрузки на дорожное полотно. Трасса стала ветшать на глазах. Изначально не рассчитанная на проезд 40 и 60-тонных фур, дорога не выдержала и «расползлась» под колесами дальнобойных машин до нулевых отметок. Образовались, по сути, непроходимые пучины, превратившие отдельные участки в первозданное болото, каким оно здесь было до строительства дороги в 20-е годы прошлого века.

Апофеозом сомнительной «мировой славы» главной дороги Якутии стало присвоение в 2006 году трассе «Лена» печального звания «самой опасной трассы мира». По версии западного авторесурса Autospies.com. «Лена» опередила и «дорогу смерти» в Боливии, пролегающую вдоль вершин Анд, и трассу по Тибету от Катманду до одного из базовых лагерей альпинистов, и многие другие.

Скорей всего, именно этот факт стал отправной точкой решения федеральных властей о кардинальной реконструкции автодороги. В 2010 году правительство РФ приняло Федеральную целевую программу (ФЦП) «Развитие Транспортной системы России (2010—2015 годы)». В рамках исполнения подпрограммы «Автомобильные дороги» была поставлена задача приведения 85% протяженности автомобильной дороги Невер-Якутск М-56 к 2018 году в нормативное состояние. К 2022 году планируется завершить реконструкцию всей автодороги. Таким образом, к 2022 году на всей своей протяженности федеральная трасса «Лена» должна иметь капитальный тип покрытия из асфальтобетона.

Качество дороги меняется на глазах, и каждый год приходится в этом с удовольствием убеждаться. Особенно разительные перемены за последний год произошли на севере трассы - на границе Алданского и Мегино-Кангаласского районов. 8-10 лет назад именно участок Улу – Качикатцы был самым страшным на этой трассе. Теперь это один из самых современных и благоустроенных участков федеральной автодороги.

Надо отметить, что дорожников на трассе в этом году стало меньше, чем в прошлые годы (2014–2016). Но это объяснимо: работы идут очень активно, и реконструкция фактически идет к завершению. Это произойдет даже раньше сроков, определенных Федеральной целевой программой. Хотя на 2-3 года работы здесь еще точно хватит.

Сегодня, по словам специалистов, в некоторых местах дорога строится фактически заново. Сначала готовится почва под основание для земполотна – выравниваются горизонты. Там, где поверхность земли ниже проектируемой поверхности трассы, с помощью тяжелой землеройной техники делаются насыпи, где выше – производятся выемки.

Помимо укладки слоев, дорожные строители выполняют работы по укладке сточных труб, привязки дороги к мостам, укреплений дороги. Металлические гофрированные трубы с рассчитанным на стадии проектирования диаметром укладываются под землю в местах движения паводковых вод.

В общем, получается супер! Особенно в глазах тех, кто помнит, что творилось на этой трассе в 2006-2009 годах.

Один дед мороз делает дороги.

Когда реконструкция федеральной автодороги закончится полностью, будем мечтать о большем. Главная мечта – строительство моста через реку Лена. По планам Росавтодора, строительство моста через Лену должно было начаться в 2014 году и закончиться в 2020 году, но было отложено в связи с возникшей необходимостью строительства моста через Керченский пролив.

Заправок по трассе пока немного, хотя их количество тоже растет. Но и сегодня всё-таки лучше брать с собой в запас.

На дороге постоянно работают геодезисты, проверяющие ровность дороги и соответствие её проекту.