«Отцелюбие римлянки» или эротическая лактация в изобразительном искусстве

Существует легенда о Перо и Цимоне, изложенная древнеримским историком Валериусом Максимусом, которую изображали на своих полотнах многие из художников эпохи Возрождения: Караваджо, Рубес, Ример...

История повествует, что патриций Кимон за грехи был осужден на голодную смерть. Его дочери Перо разрешили приходить в тюрьму каждый день ухаживать за ним: умывать, давать пить, менять солому… День за днем отец становился все слабее и слабее. Не в силах видеть пытку умирания, она решила поддержать его – и дала ему грудь (дочь незадолго до этого родила и кормила грудью своего младенца).

Рубенс, Питер Пауль - Отцелюбие римлянки.  1612. wikipedia.org
Рубенс, Питер Пауль - Отцелюбие римлянки. 1612. wikipedia.org

как это продолжалось? Никто не знает. Никто не знает потому, что все, написанное об этой истории Валериусом Максимусом, уложилось в три строчки.

Дирк ван Бабюрен. Отцелюбие римлянки.  wikipedia.org
Дирк ван Бабюрен. Отцелюбие римлянки. wikipedia.org

Можно предположить, что довольно долго. Известно, что человек может прожить без пищи месяц. Кимон голодал не день-два. Может быть, что и 2, и 3 недели. Власти ждали его смерти, а Кимон все не умирал. Никто не мог понять причины такой живучести, пока тюремщики не проследили за Перо.

Жан-Батист Грёз Римское милосердие  1767 wikipedia.org
Жан-Батист Грёз Римское милосердие 1767 wikipedia.org

Как пишут историки, Перо это грозило смертью: кормление взрослого грудью приравнивалось к инцесту, кровосмешению. Ее могли осудить и казнить. Перо это знала, но любовь к отцу взяла верх над страхом собственной смерти.

Рубенс Петер Пауль (1577-1640) Цимон и Перо (Римское милосердие)
Рубенс Петер Пауль (1577-1640) Цимон и Перо (Римское милосердие)

Власти оказались в тупике: с одной стороны – Перо преступница. С другой стороны – с какой благородной целью это делалось: продлить жизнь отца, насколько это возможно.

Питер Пауль Рубенс, Отцелюбие римлянки, 1630 г. Фрагмент
Питер Пауль Рубенс, Отцелюбие римлянки, 1630 г. Фрагмент

При всей жестокости нравов древнего Рима судьи приняли решение освободить Кимона и не наказывать Перо. Кимона выпустили из тюрьмы на свет божий. А Перо сделали предметом культа и основой сюжета «Отцелюбие римлянки». Чуть ли не впервые сцена эта запечатлена на фресках в Помпеях в 1 в. н. э.

Римская фреска из Помпей wikipedia.org
Римская фреска из Помпей wikipedia.org

Что в этом привлекало художников? Несомненно, готовность к самопожертвованию.

Караваджо. Семь поступков милосердия (деталь)
Караваджо. Семь поступков милосердия (деталь)

Ну, и как водится, «милосердная история» стала размножаться и расходиться по свету. Что находили в ней художники? Если мы начнем утверждать, что их покорил патриотизм и милосердие Перо, то, наверно, не так уж будем и неправы. Но не будем и лукавить. Никакой другой сюжет не дает возможность изобразить сцену, как мужчина целует женскую грудь. И обращавшиеся к нему давали волю своим эротическим фантазиям.

Рубенс. «Кимон и Перо». 1630. wikipedia.org
Рубенс. «Кимон и Перо». 1630. wikipedia.org

  • Интересно? Ставьте лайк и подписывайтесь на канал A®T B O X .
  • Нас можно читать в ВКонтакте!