На земле и в небе

06.04.2018

Иногда мне кажется, что если мы не ездим, то и не живем. Смысл жизни – в движении. Я в нем постоянно, а вы? Езжу, летаю и сравниваю, сравниваю… Любопытные сравнения иногда случаются.

Недавно мы были в гостях у родителей нашего пекинского друга польского журналиста в Гайновке, совсем рядом с Беловежской пущей. Да, мой первый зубр оказался поляком, а не белорусом. Стыдно, конечно, но иногда так бывает. Когда Лидия и Ян садили нас в Белостоке в поезд на Варшаву, то, зайдя в вагон, Лидия воскликнула: «Какой поезд хороший! Как в Китае!», и мы дружно засмеялись. Сравнение повеселило: я до сих пор все поезда сравниваю с китайскими. В скорости мы отстали от них навсегда – увы, но правда: из Пекина в Шанхай можно долететь за пару часов и доехать на поезде за четыре с половиной. Хотя ни в Китае, ни в Беларуси не рискнула бы брать билеты на поезда с пересадкой в три минуты. А когда еду из Карловых Вар в Мюнхен (с двумя, а то и с тремя пересадками), беру и не переживаю: всегда успеваю и сама себе напоминаю про немецкую пунктуальность. Хотя она в последнее время стала давать сбои.  

В Беларуси я часто езжу поездом из Минска в Гомель и обратно. Есть теперь поезд, в который и китайцев, и немцев не стыдно посадить. Идет быстро, обещали, что «меньше трех часов», и по расписанию действительно меньше – 2 часа 59 минут (в этом месте понимающие люди улыбнутся), но хоть на пару минут да опаздывает через раз. Но эти пару минут легко прощаешь – за сервис (удобные кресла, бесплатный Интернет и отличный кофе в буфете) и возможность покупать билеты онлайн. В общем, отличный пассажирский опыт. Жаль, что не все поезда такие. Надеюсь, БелЖД над этим работает.

Или вот ездила я недавно в Ригу из Минска на автобусе. Ночные переезды штука, конечно, некомфортная, но время экономят: жалко, понимаете, тратить день на переезд – лучше прогуляться в этот день в Юрмале вдоль моря. Ночное прохождение белорусского таможенного контроля это тоже отдельная история, когда «Все с сумками на выход!», открывайте и рассказывайте, что везете. Ощущение, что государство тебе не доверяет и много в чем нехорошем подозревает. Но мы, конечно, привыкли – и с обреченным и заранее виноватым видом безропотно тянем сумки на выход. Самые бесшабашные (причем не всегда это молодежь) над таможенниками пытаются иронизировать, но напрасно: работа у них такая. Думаете, они сами рады тому, что всех нужно подозревать?

В одну сторону я ехала автобусом Ecolines, обратно – Минсктрансом. Минсктранс, понятно, дешевле. Зато в Ecolines туалет в автобусе, чай/кофе – без ограничений, уже в стоимости билета. Водитель, опять же, в микрофон с пассажирами разговаривает, «здравствуйте»,  «пограничный контроль» и «до свидания». Зато в Минсктрансе водителей два, и для ночного переезда, на мой взгляд, это лучше. Туалета и чая с кофе, конечно, нет, но мужики приветливые, сиденье откинут без проблем: «Вы ж спрашивайте, у нас все работает». Даже обида в голосе: почему все подозревают нехорошее? Нормальный белорусский сервис – без улыбок, но что обещано, то есть. А улыбки никто не обещал. Народ мы такой – незнакомым людям не улыбаемся. Тем, кто, как я, по ночам кофе не пьет и в туалет не ходит, есть смысл экономить и ездить Минсктрансом. Если бы еще процедура покупки билетов онлайн стала такой же простой, как на сайте БелЖД… Ждем.  

Так что белорусский транспорт не стоит на месте (во всех смыслах), и старается нас, своих пассажиров, радовать. Честно, именно так я и думаю. Если бы, конечно, не Белавия – наш монополист в небе. Монополия это всегда плохо, и Белавиа снова и снова доказывает это своим пассажирам. Некоторые из этих пассажиров называют родную компанию «самым дорогим и некомфортным авиаперевозчиком». А я так скажу: если у меня есть возможность лететь другой компанией, я всегда выбираю другую, даже если это звучит непатриотично. Как пассажир с большим опытом полетов на самых разных авиакомпаниях скажу: соотношение цена-качество у «Белавиа» ниже всякой критики. Сервис – как на лоукостах, с той лишь разницей, что на лоукостах и кофе с чаем за деньги, а на «Белавиа» бесплатно нальют. Хотя разве это бесплатно? Это ведь входит в стоимость билета, так что в некоторых случаях этот кофе получается золотым. «Белавия» в самом прямом смысле делает деньги из воздуха. Я их, конечно, поздравляю, не каждый это умеет. Сотрудников это, наверное, радует, а вот пассажиры голосуют ногами, предпочитая аэропорт в Вильнюсе. Куда, кстати, можно прекрасно добраться поездами активно развивающейся БелЖД и автобусами Минсктранса, где вас обслужат пусть и без улыбки, но честно и в соответствии с оплаченным тарифом.

Приятных путешествий!