Взрослое детство

Знаете, что помогает чешским предпринимателям продвигать свой экспорт в Китае? Продать что-то в Китай, сами понимаете, занятие не из простых, но для Чехии, экономика которой почти на 60% зависит от экспорта, это жизненная необходимость. Так вот чехи въезжают в Поднебесную на «Кротике» – знаменитом мультфильме, первая серия которого вышла в 1957 году. Но так хорош этот не говорящий крот (озвучен он был только в первой серии, а потом – одни восклицания, не требующие перевода), что его любят по всему миру, включая Китай. Там ради заливистого смеха единственного дитяти (несмотря на то, что ограничение по рождаемости сняли) мамы-папы, бабушки-дедушки готовы далеко не только Кротика покупать во всех его образах и обличьях. Кротик ассоциируется с Чехией, а это хорошо для бизнеса.

Вы ведь тоже Кротика помните? И я вспоминаю и улыбаюсь.  Чешская анимация  это вообще отдельная и весьма занимательная тема.  Когда приедете в Плзень (а ведь мы уже договорились, что в этом году  сюда нужно ехать за культурой и пивом), обязательно побывайте в  мастерской Иржи Трнка, которого раньше часто называли  «восточноевропейским Уолтом Диснеем».
Вы ведь тоже Кротика помните? И я вспоминаю и улыбаюсь. Чешская анимация  это вообще отдельная и весьма занимательная тема. Когда приедете в Плзень (а ведь мы уже договорились, что в этом году сюда нужно ехать за культурой и пивом), обязательно побывайте в мастерской Иржи Трнка, которого раньше часто называли «восточноевропейским Уолтом Диснеем».

Его сын Ян Трнка, курировавший открытие мастерской отца в рамках акции «Плзень – столица европейской культуры-2015», соглашается с этим только с оговорками: техника у аниматоров – очень разная (в отличие от рисунков Диснея Трнка предпочитал куклы), но вот если бы Иржи Трнку поместить в те же предпринимательские условия, что были у Диснея… Тогда да, очень возможно, что чешский (хотя все же правильнее говорить чехословацкий) аниматор как минимум сравнялся бы с американским коллегой. Ведь своя студия у него была: «Иржи Трнка и братья в мультипликации». И призы на самых престижных кинофестивалях мира – Каннском и Венецианском. Разве остались в наше время люди, думающие, что мультипликация – это детское развлечение? Или только развлечение? Тогда вам нужно посмотреть мультфильмы Иржи Трнки (благо, сегодня в интернете их можно найти без проблем): после «Руки» вы поймете, что анимация – вещь серьезная. Для самых взрослых. Ян Трнка так и говорит: «Фильмы, созданные моим отцом, не предназначаются детям, и было бы ошибочным полагать обратное. Надо сказать, что детям они и не по вкусу. Это киноленты, которые нравятся взрослым, вспоминающим о никогда не прожитом ими детстве».

Конечно, вы сразу начнете мне пенять и говорить, что гениальный «Ёжик в тумане» тоже фильм для взрослых. И я, конечно, соглашусь, но замечу, что «Ёжик» появился в 1975 году, а «Рука» – на десять лет раньше. То, что фильм прошел цензуру в социалистической Чехословакии и его выпустили на фестивали, удивляет меня сегодня так же, как удивило автора полвека назад. Он счел это «недосмотром», а я только могу предположить, что на его счастье ему достался цензор без полета фантазии. Правда, потом власти опомнились и фильм на 20 лет лег на полку, но в 1984 году вошел в первую десятку лучшей мировой анимации (к сожалению, автора уже давно не было в живых). Что, заинтриговала я вас? Не буду рассказывать сюжет, намекну лишь, что это в лучших традициях Оруэлла. И актуально далеко не только для социалистической Чехословакии.

…Мир Иржи Трнка завораживает с первого шага в его мастерской. В том числе узнаванием. Смотришь на кукол и понимаешь, что с ними уже знаком – как раз из детства, сколько бы не пытался убедить меня в обратном его сын Ян. Но если вы посмотрите «Веселый цирк» и «Цирк Гурвинека» с такими узнаваемыми Спейблом и Гурвинеком (уникальные плоские вырезные марионетки, кажется, что фильмы – рисованные, но на самом деле они кукольные), то поймете, что Иржи Трнка – и для детей тоже. Хотя его «Бравый солдат Швейк», как и «Рука» – взрослое кино.

В мастерской Иржи Трнка, где я оказалась в день открытия, я видела взрослых людей, которым только дай повод поиграть в куклы, и они ни за что не смогут отказаться от этого соблазна. Здесь можно снять свой мульт эпизод: вот кукла в декорациях, вот камера – вперед, твори. Но какой это, оказывается, кропотливый и неспешный труд! Поднял руку (нет, не ту «Руку») на чуть – зафиксируй на камеру, поднимай снова. По миллиметру, по едва заметному движению. Анимация не терпит суеты при создании. А чтобы создать видимость суеты на экране, требуются усилия немалого количества людей.

«А какого размера куклы?», – спрашивает знакомая чешка, узнав, что в мастерской Иржи Трнка я видела кукол из «Старочешских преданий» (этот фильм мне тоже помнится из детства). Не больше локтя в высоту, но какими они были страстными на экране!

Кстати, создатель покорившего Поднебесную Кротика Зденек Милер работал на киностудии Иржи Трнка «Братья в мультипликации». Так что когда пана Трнку называют «отцом чехословацкой мультипликации», нисколько не преувеличивают. Приятного просмотра, взрослые дети!

_______________________________

Сайт - http://www.pleska.info

Страничка в ВК - https://vk.com/inessainfo

Профиль в Facebook - https://www.facebook.com/inessa.pleskachevskaya

Профиль в Одноклассниках - https://ok.ru/profile/169610343990