История Алтайского края

10.03.2018

Алтайский край в древние века. Впервые люди появились на территории Алтая около полутора миллионов лет назад. История Алтайского края — исследование и описание истории территории, на которой располагается Алтайский край. Палеолит Алтайского края представлен предполагаемой стоянкой Карама, пещерами Окладникова, Чагырской .

Первые русские постоянные поселения на Алтае возникли в начале 17 в. Широкое освоение этих земель относится к 18-19 вв.

Первые русские постоянные поселения на Алтае возникли в начале 17 в. Широкое освоение этих земель относится к 18-19 вв.
Барнаул основан в 30-х гг. 18 в. на месте деревни Усть-Барнаульская как поселок Барнаул в связи со строительством промышленником А.И. Демидовым сереброплавильного завода. С 1747 до 1917 центр Алтайского округа. Город Барнаул с 1771. В 1823 построена первая сибирская бумажная фабрика, затем заводы: стекольный, содовый, по производству дроби и др. Во 2-й половине 19 в. Барнаул - крупнейший торговый центр Степного Алтая. Развивалась мелкая кустарная промышленность - мукомольная, пимокатная, овчинно-шубная, кожевенная. Введение в строй Турксиба (1929-32) позволило построить в Барнауле меланжевый комбинат (1934) - первый текстильный комбинат в Сибири (перерабатывал хлопок из Средней Азии) и др. В годы Великой Отечественной войны в Барнаул были эвакуированы многие промышленные предприятия из Европейской части СССР.

Основные события и даты:
Год

События

1625

Отряд русских казаков впервые проник в Верхнее Приобье.

1696

Основание деревни Кармацкой - первого населенного пункта на территории Алтайского края.

1709

Основание г. Бийска.

1729

Начал действовать первый на Алтае Колывано-Воскресенский завод.

1744

Первая плавка Барнаульского медеплавильного завода.

1747

Указ императрицы Елизаветы Петровны о переходе Алтайского горного округа в собственность русских царей.

1756

Прием алтайцев в российское подданство.

1766

Испытание паровой машины, построенной Иваном Ползуновым.

1786

В архивных документах упоминается Барнаульский “театральный дом”.

1802

Вступление в строй Колыванской шлифовальной фабрики. В 1-й половине ХIХ века здесь была изготовлена из яшмы “Царица ваз”, хранящаяся в Эрмитаже.

1861

Освобождение из крепостной зависимости горнорабочих и крестьян Алтая.

1884

Открытие в Барнауле Общества попечения о начальном образовании.

1893

Закрытие Барнаульского сереброплавильного завода.

1900

Открытие Народного дома в Барнауле.

1905

Создание Барнаульской организации Российской социал-демократической рабочей партии.

1915

Завершение строительства Алтайской железной дороги.

1917

Выделение из Томской губернии Алтайской губернии.

1919

Партизанское движение на Алтае против режима адмирала Колчака.

1928

Приезд на Алтай секретаря ВКП(б) Сталина - начало массовой коллективизации крестьянских хозяйств.

1932

Закладка Барнаульского меланжевого комбината.

1933

Создание Барнаульского педагогического института.

1937

Организация Алтайского края.

1941-1945

За подвиги в Великой Отечественной войне звания героя Советского Союза удостоены 252 воина с Алтая.

1954

Начало освоения на Алтае целинных и залежных земель.

1973

Основание Алтайского университета.

1975

На Алтае собран рекордный урожай хлеба - 6 млн. 106 тыс. тонн.

Алтайский край в годы Великой Отечественной войны

Начавшаяся Великая Отечественная война потребовала перестройки работы всего народного хозяйства. Алтай принял более 100 эвакуированных предприятий из западных районов страны, в том числе 24 завода общесоюзного значения, среди них заводы сельскохозяйственного машиностроения, тракторный, тракторного оборудования, механических прессов, аппаратурно-механический, вагоностроительный, два котельных и др.
В отличие от центральных районов страны на Алтае и в предвоенные годы не хватало рабочих рук. Количество их сократилось после военных мобилизаций. За годы войны край дал фронту в общей сложности 611245 человек. Кроме того, по трудовым мобилизациям было привлечено в промышленное производство из сел 117 тыс. человек. Народное хозяйство края лишилось многих опытных руководителей, которые ушли в действующую армию.
Война основательно изменила хозяйственный облик Алтая, дав мощный импульс развитию его промышленности. Эвакуированные предприятия были размещены в Барнауле, Бийске, Славгороде, Рубцовске, Чесноковке (Новоалтайске). В то же время край оставался одной из основных житниц страны, являясь крупным производителем хлеба, мяса, масла, меда, шерсти и других сельскохозяйственных продуктов и сырья для промышленности.
В военные годы многие врачи и медсестры края были мобилизованы в армию. Материально-бытовые условия жизни местного населения резко ухудшились. К тому же Алтай принял десятки тысяч эвакуированных из прифронтовых областей, с Дальнего Востока, больных и голодных детей из Ленинграда. Лечебные учреждения ощущали острый недостаток в медикаментах, перевязочном материале, специальной аппаратуре. Лучшие помещения и оборудования передали военным госпиталям, в которых прошли лечение более 100 тыс. раненых бойцов и командиров.
Жители края вносили личные сбережения в фонд обороны, собирали теплую одежду и белье для воинов, заботились о раненых и семьях фронтовиков, приобретали облигации военных займов и денежно-вещевых лотерей. Всего за 1941-1945 гг. в фонд обороны поступило почти 71 млн. руб. деньгами, более 77,2 млн. руб. облигациями гос займов, а также большое количество хлеба, мяса и других продуктов. В конце июня 1941 г. возникло движение за сбор средств на строительство боевой техники и вооружения для армии и флота. Инициаторами его выступили юноши и девушки Рубцовска, решившие отдать свои деньги на сооружение танковой колонны «Комсомолец Алтая». 7,1 млн. руб. было перечислено на строительство танковой колонны «Колхозная молодежь», 5,7 млн. руб. — отряда торпедных катеров «Алтайский комсомолец». Пионеры и школьники края собрали и внесли на изготовление танков и самолетов более 10 млн. рублей.

Алтайский край в послевоенные годы

Первое послевоенное десятилетие было периодом массового освоения новой техники и технологии. Темпы роста промышленности края в шесть раз превышали среднесоюзные. В 1949 г. за создание семейства дизелей директор Барнаульского завода транспортного машиностроения (Трансмаш) Н.Г. Чудненко, инженеры Е.И. Артемьев, Н.Л. Вегера удостоены Государственной премии.
Алтайские дизели представлялись на всемирных промышленных выставках в Берлине, Лейпциге и других городах, где получили высокие оценки и премии. На Алтайсельмаше в середине 1950-х гг. вступила в строй первая в стране автоматическая линия по производству лемехов. Бийский котельный завод впервые в истории котлостроения применил поточную линию по изготовлению барабанов котлов. Барнаульский завод мехпрессов внедрил конструкцию новых чеканочных прессов с давлением 1000–2000 т.
К началу 1960-х годов на Алтае производилось более 80% тракторных плугов, свыше 30% грузовых вагонов и паровых котлов, выпускавшихся к этому времени в РСФСР.
Приоритетное развитие промышленности, характерное для послевоенных десятилетий, сказалось на состоянии сельского хозяйства, которое продолжало развиваться экстенсивными методами. Ключевой для региона оставалась зерновая проблема. Временный выход из положения дало освоение целинных и залежных земель.
Колхозами и совхозами Алтая было освоено 2619,8 тыс. га целинных и залежных земель, в крае организовано 20 целинных совхозов. За успешное освоение целины, увеличение производства зерна Алтайский край в октябре 1956 г. награжден орденом Ленина (вторым орденом Ленина Алтайский край награжден в 1970 г.). В дальнейшем освоение целины обернулось потерями посевных площадей в результате эрозии почв. В этих условиях настоятельной становилась необходимость интенсификации сельскохозяйственного производства, превращения его в комплекс, тесно связанный с перерабатывающими отраслями.
В 1970–80-е годы произошел переход от отдельно действовавших
предприятий и отраслей к формированию территориально-производственных комплексов: аграрно-промышленных узлов, производственных и производственно-научных объединений. С центрами в крупных городах были созданы Рубцовско-Локтевский, Славгородско-Благовещенский, Заринско-Сорокинский, Барнаульско-Новоалтайский, Алейский, Каменский, Бийский агропромышленные комплексы.
В феврале 1972 г. началось строительство Алтайского коксохимического завода, в декабре 1981 г. был получен первый кокс.

Алтайский край в первой половине XX в.

Постепенно основой экономики Алтая становится сельское хозяйство. Наряду с возделыванием зерновых культур (пшеницы, овса, ржи) расширялись посадки картофеля, значительное развитие получило пчеловодство. В начале ХХ века на первый план выходят молочное животноводство и маслоделие.
Алтайское масло экспортировалось в страны Западной Европы.
В конце ХIХ века по северной части округа прошел участок Сибирской железной дороги, к 1915 году была построена Алтайская железная дорога, соединившая Новониколаевск, Барнаул и Семипалатинск. Совершенствовался и водный транспорт.
Столыпинская земельная реформа дала толчок переселенческому движению на Алтай, что в целом способствовало экономическому подъему края.
События 1917–1919 годов привели к установлению на Алтае советской власти. В июне 1917 года была образована Алтайская губерния с центром в г. Барнауле. Она просуществовала до 1925 года.
С 1925 г. по 1937 г. территория Алтая входила в Сибирский край, с 1930 по 1937 г. – в Западносибирский край. 28 сентября 1937 г. ЦИК СССР постановил разделить Западносибирский край на Новосибирскую область и Алтайский край с центром в г. Барнауле.
На протяжении 1920-х годов Алтай оставался аграрным регионом и
поэтому основные политические и социально-экономические процессы были связаны с развитием деревни. К началу 1930-х годов была в основном завершена коллективизация крестьянских хозяйств.
На экономическом развитии Алтайской губернии в конце 1920-х годов сказывается окончание строительства Туркестано-Сибирской железной дороги. Для переработки среднеазиатского хлопка сооружается Барнаульский меланжевый комбинат – первое крупное текстильное предприятие Сибири. Его строительство началось в июне 1932 г., в ноябре 1934 г. вступила в строй первая очередь комбината. В 1940 г. предприятие достигло проектной мощности.
В Барнауле, Бийске, Камне-на-Оби были построены элеваторы, в Бийске и Алейске – сахарные заводы, в Бийске, Рубцовске и Поспелихе – мясокомбинаты. Быстрыми темпами росли металлообработка и производство строительных материалов, улучшалась транспортная сеть. К концу 1930-х годов Алтай
превратился в один из крупных аграрно-индустриальных регионов Сибири.

После распада СССР

После распада СССР краевая экономика вступила в затяжной кризис, связанный с потерей государственного заказа в промышленности и нерентабельности сельскохозяйственного производства. Основываясь на законе«О крестьянском (фермерском) хозяйстве» от 22 ноября 1990 года многие работники бывших совхозов и колхозов стали делить бывшую колхозно-совхозную землю на доли, а имущество — на паи, и создавать фермерские хозяйства. Постановление правительства России «О практике реорганизации колхозов и совхозов», вышедшее в 1992 году, привело к скачкообразному росту количества фермерских хозяйств: за 1991—1995 годы число фермерских хозяйств в Алтайском крае увеличилось с 99 до 6.806. Однако к середине 1990-х годов интерес к фермерам со стороны государства резко снизился, и условия для развития фермерских хозяйств стали ухудшаться. Правительство практически отказалось от выполнения Федеральной программы поддержки фермерства. В этих условиях фермеры оказались в критическом положении, и число прекративших свою деятельность фермерских хозяйств стало ежегодно превышать число вновь образующихся, в результате чего в 1999 году в Алтайском крае осталось 5.957 фермерских хозяйств. Однако из-за уменьшения количества желающих стать фермерами вновь создаваемым хозяйствам предоставлялись более крупные наделы, поэтому средний размер земельного участка вырос со 113 га в 1995 году до 156 га в 1999 году. К концу 1990-х годов Алтайский край входил в первую десятку регионов России по численности фермерских хозяйств, а по площади сельскохозяйственных угодий в одном хозяйстве — в первую шестёрку.