Лучший фильм о последствиях наших ошибок

30.03.2018

Интерес к древним мифам сопровождал европейскую культуру на протяжении всего времени ее развития. В современном кинематографе наметились три формы воплощения и переосмысления древних мифологем на экране:

1) Мифологические сюжеты изображаются в контексте древних обществ, их создавших. Например, «Ной» и «Исход: цари и боги» (библейские мифы показаны в атмосфере древнееврейского общества), «Беовульф» (скандинавский контекст), «Боги Египта» (древнеегипетский контекст) и другие. Естественно, что воплощение древних мифологем в этих картинах не точно, они переосмысливаются с точки зрения современности.

2) Грубый перенос мифологических сюжетов в нынешнее время и современное общество. Нередко данные фильмы носят развлекательный характер. Яркие примеры – трилогия фильмов о Торе, где использованы скандинавские боги, основные мифологические наименования и общие сюжетные линии развития.

3) Создание новых мифологических сюжетов на основе известных мифологем. К этому типу относится, как фильм «мама!» Д. Аранофски, так и картина Йоргоса Лантимоса «Убийство священного оленя». Именно о последнем и пойдет речь в данной рецензии.

Лента Йоргоса Лантимоса очень близка к вышеназванной нами картине Д. Аранофски. Обе представляют собой попытку перенести древние мифологические сюжеты в современность, путем создания на их основе новых, современных мифов. Но режиссеры воспользовались разными средствами для воплощения своего замысла.
Лента Йоргоса Лантимоса очень близка к вышеназванной нами картине Д. Аранофски. Обе представляют собой попытку перенести древние мифологические сюжеты в современность, путем создания на их основе новых, современных мифов. Но режиссеры воспользовались разными средствами для воплощения своего замысла.

Если картина Д. Аранофски по своей сути сугубо метафорична и символична, требующая от зрителя знаний и пониманий в древних мифологических образах, то Й. Лантимос от подобного подхода отказался.

На первый взгляд перед нами обыкновенная драма, с элементами триллера и детектива.

Врач-кардиолог по имени Стивен на первый взгляд счастливый человек – у него хорошая, престижная работа и счастливая, любящая семья, состоящая из жены Анны и двух прелестных детей. Но Стивен в тайне общается с каким-то парнем по имени Мартин. Их отношения с первого кадра кажутся крайне странными – Стивен дарит подарки молодому парню, дает ему деньги и регулярно встречается, а затем приглашает к себе в дом. Мартин производит приятное впечатление на семью главного героя, не смотря на его маниакальную привязанность к Стивену и его семье. А дальше начинаются абсолютно странные события – дети главного героя неожиданно заболевают, и консилиум ведущих врачей не может понять причину столь резкого ухудшения здоровья. Какая связь между болезнями и Мартином? А связь между этими событиями что ни на есть прямая, и заставляющая Стивена принять самое сложное решение своей жизни. Но самый главный вопрос, задаваемый режиссером: «какая цена наших ошибок?»

И для зрителей, которые не имеют никакого представления о древних мифах, данный фильм воспринимается как сильный триллер, с гнетущей, постоянно напряженной атмосферой. И мистическая сторона картины не кажется нам столь надуманной (ведь к подобному сюжетному решению все уже привыкли, да и выглядит это как клише). Было бы все так просто, если бы Йоргос Лантимос не был греком. В своей картине он отсылает зрителей к древнегреческому мифу об Ифигении, дочери богини Артемиды. Пересказывать данную мифологему нет смысла, так как тогда раскроем все карты и смотреть фильм будет не так интересно. Но прочтение данного мифа перед просмотром если не обязательно, то крайне желательно.

Есть еще один аспект, который может ввести зрителя в заблуждение – несмотря на то, что фильм снимался в США и в нем участвовали такие звезды Голливуда, как Николь Кидман и Колин Фаррелл, данная картина абсолютно европейская. Это выражается в характерах героев, стиле съемки (необычные ракурсы, длинные кадры и т.д.), музыке (постоянные диссонансы, наводящие дополнительный саспенс), актерской игре, ну и конечно сюжетной составляющей.

Данный фильм рекомендуется для просмотра всем, даже не знакомым с мифологической составляющей, так как режиссер работает скорее с человеческими архетипами, чем с древнегреческим сюжетом. Картина принесет удовольствие и просто, как добротный триллер с детективным аспектом, а также как семейная драма, заставляющая задуматься над серьезными вопросами. Единственный минус, который может испортить впечатления от фильма – реализм в изображениях жестокости и не много затянутый хронометраж (картину можно было бы сократить до полутора часов без убытка для сюжета.

В итоге, мы имеем хороший фильм с сильной сюжетной составляющей и звездным составом. А также у данной картины есть все шансы приобрести статус культового фильма, правда, в узких кругах.