Откуда произошел народ Израилев?

21 April 2018

К 3000 г. до н. э. царства располагались вдоль «Серпа плодородия»: к северу от Египта у Средиземноморского побере­жья и на юг вдоль рек Тигр и Евфрат до Вавилонии.

Полоса плодородия окаймляла бо­лее суровые земли, где обитали кочев­ники, семитические кланы, мигриро­вавшие и порой оседавшие на таких плодородных территориях, как Ханаан, но сохранявшие общественное уст­ройство под началом патриархального вождя.

Кочевники знали о богатых пастби­щах и плодородии земли Ханаанской, служившей коридором, соединявшим Египет с его соперниками и торговыми партнерами на севере и востоке. В число кочевых народов входили и изра­ильтяне, считавшие своим родоначаль­ником патриарха Авраама.

Авраам поселился в Ханаане в 1800 г. до н. э. Дата эта не точна: неко­торые историки полагают, что извест­ная библейская притча в сжатой фор­ме излагает процесс миграции народа, который продолжался, возможно, сот­ни лет. Не исключено, что она отража­ет традиции родовых племен, сущест­вовавших у израильтян. Но клан рос и процветал. Внуки Авраама, Исав и Иа­ков, были богаты. Каждый владел об­ширными стадами и был правителем на собственной территории.

В благодарность за процветание кла­на Иаков посвятил себя служению вер­ховному божеству Ханаана — Эль- Шадцаи, или Элю, отождествлявшемуся с землей. Он изменил свое имя на Из­раиль, или Израэль — Изра-Эль, что оз­начает «Сила с Господом». С тех пор его соплеменники, израильтяне, считают Ханаан— нынешний Израиль — своей исконной землей.

Откуда произошел народ Израилев?

Что творческого было в религии израильтян?

Самыми древними обитателями «Серпа плодородия» были охотники и пастухи, поклонявшиеся богам, которые олице­творяли силы природы. С развитием земледелия и ростом городов боги на­делялись человеческими чертами и эмоциями. На роль богов зачастую претендовали и вожди.

Израильтяне считали, что своим бла­госостоянием обязаны богу Элю, кото­рый защищал и объединял народ. В этой концепции заложен один из ран­них элементов религии — зачатки мо­нотеизма. Поклонение единому богу сплачивало кланы, которые иначе рас­пались бы на отдельные сообщества.

Чувство единения было настолько сильным, что возникла идея соглаше­ния, или завета, между богом и людьми. Согласно завету, надлежащее поклоне­ние вознаграждалось правом на веч­ное владение землями Ханаанскими. Это было весьма разумно, поскольку, чтобы удерживать Ханаан, народу не­обходимы были сплоченность и сила. Эти качества помогли израильтянам, когда они направились в Египет.

Божественная мораль

С веками прибавилось еще 2 постула­та, создав небывалую ранее монотеи­стическую религию. Во-первых, запре­щалось поклонение иным богам. Во- вторых, бог израильский был дух, не воплощенный в образах. Во время пра­вления Моисея его стали именовать Яхве. В поздние времена это имя было признано непочтительным, и к богу стали обращаться просто Адонай — Господь.

Впервые возникла идея о всемогу­щей силе, на которую опираются не только физические законы Вселенной, но и моральные. Яхве запрещал не только прелюбодеяние, но и приводя­щие к его свершению чувства: «Не воз­желай жены ближнего своего». Веро­вать означало признавать ответственность каждого за собственные мораль­ные устои. Новые законы были собра­ны в единый кодекс — Книгу завета — и стали мерилом, в соответствии с кото­рым израильтяне строили свою жизнь. Так они могли воздать должное богу, которому были обязаны жизнью и воз­вращением на родину.

Кто был главным соперником израильтян?

Евреи утверждали, что земли Ханаан­ские были завещаны им богом во вре­мя их исхода из Египта. На самом деле Ханаан пришлось отвоевывать у одного за другим 3 развитых царств к югу и востоку от реки Иордан.

В Библии описывается, как последо­ватель Моисея Иисус Навин Джошуа одерживал победы над городами. Но процесс завоевания был долгим, по­скольку обосновались израильтяне на этих землях в 1 250 г. до н. э.

Сначала они занимали центральные холмы. Египтяне контролировали ос­новные пути передвижения, и не все города можно было захватить. В это время израильтянам стали угрожать филистимляне, поселившиеся на хана­анском побережье несколько позже.

Полномасштабное сражение про­изошло в XI в. до н. э., через 1 50 лет после возвращения изра­ильтян из Египта. Конфликт повлек за собой серьезные социальные перемены.

Смертный приговор. Перед битвой с филистимлянами царь Саул попросил прорицательницу вызвать дух проро­ка Самуила. Его слова стали пригово­ром: «Завтра ты... будешь со мною».

Каждое племя было крупнее, чем ко­чевой клан, и часто им приходилось сплачиваться в борьбе против общего врага. Возникла потребность в новой племенной структуре, которая не про­тиворечила бы традиционной незави­симости племен. Так появился прави­тель нового типа — судья. Это был не формальный титул, а скорее характе­ристика человека, умевшего должным образом улаживать споры между людьми и умело возглавлявшего страну в военное время. Судьи стали героями первых 1 50 лет после возвращения из­раильтян в Ханаан.

Авторитетным судьей был Гедеон, сын земледельца, обладавший талантом тактика и одолевший целую армию мадианитян отрядом из 300 человек. Способнос­ти Гедеона произвели неиз­гладимое впечатление на из­раильтян, задумавшихся о преимуществах постоянно­го правителя. В 1 100 г. до н. э. разразилась война с фи­листимлянами, встал вопрос о едином правителе, способном спасти свой народ. Пророк Са­муил предположил, что подхо­дящей кандидатурой мог бы стать Саул, «молодой человек, красивый и талантливый». В лице Саула и его последователей Да­вида и Соломона народ нашел мудрых правителей, способных защитить в настоящем и загля­нуть в будущее.

Царская мудрость

Перед Со­ломоном предстали 2 женщи­ны, претендовавшие на ребен­ка. Царь повелел разрубить ди­тя пополам. Истинная мать согласилась отдать младенца, лишь бы спасти его.

Израильскими племенами правили старейшины, или патриархи. Кочевых кланов было немного, и такая социаль­ная структура работала достаточно эф­фективно. Но по возвращении в Ханаан образовалась федерация из 12 пле­мен, объединенных помимо прочего общими традициями и родственными верованиями.

Откуда произошел народ Израилев?

КАК НАЧИНАЛАСЬ БИБЛИЯ

Третий царь израильтян, Соломон, начал работу, которая завершилась написанием Библии. Писцам веле­ли записывать племенные тради­ции израильтян, их историю и по­эзию. Сюда вошли мифы о сотво­рении мира, притчи об Аврааме и сказания о поселении на землях Ханаанских, переселении в Египет и исходе из него под предводи­тельством Моисея.