Какое оно – закулисье копирайтинга?

30.03.2018

Когда пишешь о себе, можно не заметить, как увлечёшься и расскажешь всё, но не самое интересное для других. Ограничить многословие и многомыслие помогает цель, направление, тема, задача. Думаешь в определённом направлении – и память выдаёт только те моменты, которые важны сейчас для решения конкретной задачи.

Книга Нины Пиз и Натальи Реген «Закулисье копирайтинга. 15 реальных историй становления копирайтеров: ошибки и трудности на пути к успеху» – хороший пример того, как перед копирайтерами была поставлена задача рассказать о своём пути в профессию.

Эту книгу нужно прочитать хотя бы затем, чтобы посмотреть, каким образом копирайтеры рассказывают о себе и своей работе.

Книга как маркетинговый инструмент

А ещё эта книга – маркетинговый инструмент. Она создавалась по итогам тренинга «Турнир копирайтеров». В результате получился этакий рекламный инструмент, содержащий несомненную пользу для определённого круга людей. Вот только, на мой взгляд, продавать такую книгу – явный просчёт.

Кстати, я её не покупала. В тот самый момент, когда я о ней узнала, она уже была на Bookmate.

Спорные моменты

Уже в предисловии есть с чем поспорить.

Есть три причины, по которым становятся копирайтером. Первая: вам нужны деньги; вторая: вы хотите о себе заявить миру; третья: вы не знаете, чем занять себя длинными зимними вечерами.

Причин гораздо больше. Например, я хотела писать. О деньгах, о мире и длинных вечерах, когда начинала, совершенно не думала. Потому что длинных вечеров никогда у меня не было. Мир был где-то далеко, а деньги были, хоть и мало.

Но вспоминаю сейчас прочитанное и понимаю, что авторы книги именно из-за этих трёх причин в один прекрасный момент занялись копирайтингом.

Второй спорный момент – оформление книги. Умолчу про редактуру и корректуру. Ею занимались, судя по всему, сами авторы, потому что в каких-то автобиографиях ошибка на ошибке, а в каких-то – всё безупречно.

А вот оформление книги вообще ужасает. Все картинки в ней выглядят вот таким образом.

Кейсы и ничего, кроме кейсов

На мой взгляд, в последнее время слишком часто стали использовать слово кейс. К месту и не к месту.

Вот и в книге у многих копирайтеров – это одно из любимых слов. Вместо ситуация, пример, случай из практики они предпочитают использовать кейс.

Получается примерно так:

В моей практике был кейс, когда заказчику не понравилась работа и он отчитал меня, не стесняясь в выражениях.

Структура книги

  • Цитата известного человека или самого копирайтера.
  • Рассказ копирайтера.
  • Советы.
  • Копирайтер пять лет спустя.
  • Ужасные картинки, иллюстрирующие будущее копирайтера.
  • Комментарий Натальи Реген.

Сначала хотела написать, что структура книги выбрана удачно. Однако, когда читаешь 15 историй и структура остаётся вот такой же неизменной, а некоторые из пунктов как две капли воды похожи друг на друга у каждого из 15 авторов, что-то безвозвратно теряется.

Если к этому прибавить ещё ужасные картинки, то к концу книги даже ценные советы проходят мимо ушей и кажутся одинаковыми.

Пункт «Копирайтер пять лет спустя» мне показался вообще лишним и бессмысленным. Без него книга бы выиграла. Почему? Потому что практически все 15 копирайтеров представляют своё будущее одинаково.

Типичная картина:

  • Дом у моря
  • Агентство
  • Путешествия
  • Успех
  • Богатство
  • Счастье

Я понимаю, что этот пункт был добавлен для того, чтобы через пять лет написать продолжение книги. Но как-то всё получилось несерьёзно. Особенно с этими ужасными картинками, которые тоже ни о чём.

Если уж так необходимо было писать о том, что будет через 5 лет с авторами книги, то можно было это включить во второй пункт и написать примерно так: на данном этапе у меня есть то-то и то-то, через пять лет будет то-то и то-то, уже сейчас я для достижения этого сделала(а) вот это и это.

Ценные советы

Советы, действительно, ценные. Но к концу книги их становится всё меньше и меньше.

Ключевой совет никого не удивит, потому что без него никаких профессионалов не существует:

Учиться, учиться и ещё раз учиться, сосредоточившись на каком-то одном направлении!

Пожалуй, мне больше импонируют советы Дмитрия Григорова:

Ценить жизнь! Теперь я смотрю на это простое словосочетание другими глазами, потому что знаю, насколько жизнь хрупка.
Не писать по шаблону. Оставаться в своих текстах личностью. Вы уникальны, чем уже представляете ценность.
Записывать свои мысли, обдумывая проект: часто всплывают такие сюжеты, что диву даёшься.
Не отправлять текст сходу, дать ему вылежаться: написанное накануне вечером наутро воспринимается по-другому.
Не думать о конкуренции – на русскоязычной ниве копирайтинга хороших авторов мало. Стараться стать одним из них.

Кому читать?

Если в полном д…. (или ж….), то прочитайте сначала историю Роксаланы Скаевой. Вам точно станет легче.

Если у вас ни шатко ни валко и чего-то не хватает, читайте всю книгу целиком, но особое внимание обратите на тех копирайтеров, которые оказались в самом начале. И не сосредотачивайтесь исключительно на их советах. Очень много полезного, что можно внедрить сразу, находится в их рассказах о себе.

Если у вас всё отлично и ничего менять вы не собираетесь, книга просто расширит ваше представление о конкурентах и рынке копирайтинга в целом. А конкуренты, надо сказать, очень сильные, раз уж решились рассказать о себе.

В общем, читайте книгу, а если прочитали, выскажите своё мнение в комментариях!