Обзор: «Аннигиляция»

09.04.2018

Одна из самых ожидаемых картин 2018 года - научно-фантастический фильм ужасов «Аннигиляция» с Натали Портман в главной роли не был удостоен международного релиза и после проката в США был отправлен на Netflix. Кто-то говорит, что причиной этому является слишком умный сюжет фильма. И ведь для фильма это только плюс, но по части бокс-офиса попкорн-кино, как это известно, показывает гораздо лучшие результаты. Давайте разбираться, какие идеи по мнению кинопрокатчиков «Аннигиляция» не смог бы донести до среднестатистического зрителя. 

Фильм начинается со сцены допроса главной героини по имени Лина (Натали Портман), и зритель тут же приходит в недоумение, слыша, как Лина рассказывает о персонажах, которых ещё не представили. Она говорит, кто из них умер и кто, вероятно, выжил. Тут приходит понимание, что «Аннигиляция» не идёт по пути типичного фильма ужасов, где зрителю необходимо гадать, кто из группы персонажей и в каком порядке будет умирать, а кто в конечном итоге выживет. Все карты раскрыты, исход этой картины нам представили сразу. Но от этого фильм не становится менее напряжённым, а даже наоборот такое начало добавляет ощущение неизбежности происходящего. 

Весь сюжетный замес начинается с падения метеорита, который врезается в старый маяк где-то на побережье США. После падения на этом месте образовывается аномальная зона, которую назвали «Мерцание». Это зона постепенно расширяется, захватывая всё большую территорию, а её границы похожи на пульсирующую мыльную плазму. После появления «Мерцания» туда было направлено множество экспедиций, но ни одна из них не вернулась. Единственным выбравшимся человеком был муж Лины Кейн (Оскар Айзек), который в начале фильма неожиданно для всех возвращается домой после года отсутствия. Вернувшийся Кейн ведёт себя странно, чем вызывает опасения жены, но прежде чем она успевает выудить из него хоть какую-нибудь информацию о том, где он был, Кейну становится плохо и его увозит скорая, которую, однако, перехватывает секретная правительственная организация. 

После этого Лина просыпается в неизвестной палате и понимает, что её вырубили при помощью препаратов, и теперь она находится на некой секретной базе. Эта база, как догадались все зрители, даже среднестатистические, находится рядом с Мерцаниям, и военные пристально наблюдают за этим загадочным явлением. Чем же по сути является Мерцание? 

Мерцание - это особый регион, образовавшийся после падения метеорита прямо в маяк где-то на побережье Флориды. Мерцание изнутри похоже на кислотный трип, а всё потому, что принцип действия этой космической материи заключается в том, что Мерцание, как призма, преломляет свет, волны и ДНК всего, что находится внутри. Именно поэтому в этой зоне персонажи видят невообразимые мутации. Крокодил с несколькими рядами зубов, как у акулы. Внутренние органы, которые начинают ползают по организму, как змеи. Растения, приобретающие форму человека. Чудовищный медведь без половины морды, который вбирает в себя последние эмоции и звуки своей жертвы. Все эти жуткие (или прекрасные) мутации результат преломления ДНК. Каждый, кто вошёл в Мерцание, изменяется на межклеточном уровне, и этот факт помогает объяснить концовку фильма. 

После сцены битвы с её мерцающим клоном в маяке (эта сцена - одна из самых странных сцен в научной фантастике, и она надолго врезалась мне в память) Лина отправляется обратно на базу. В самой последней сцене она навещает Кейна, который, как она недавно узнала, на самом деле не является её мужем, это клон, также появившийся в маяке. «Ты Лина?», спрашивает героиню клон Кейна, а затем они обнимаются. Последние кадры показывают их глаза: и у клона, и у Лены в глазах видно мерцание. Такая концовка заставила многих задуматься, а действительно ли это Лина вернулась на базу? Возможно, это её клон. Нам пристально показали, как Лина взорвала (или, по крайне мере, подожгла) своего клона в маяке, но, быть может, мы что-то упустили, и это клону на самом деле удалось выбраться. Для себя я однозначно ответил, что именно Лина вернулась из Мерцания. Так как её ДНК было преобразовано, у неё появилось мерцание в глазах. Здесь режиссёр Гарленд показывает, что это неважно, является ли Лина своей оригинальной версией, она в любом случае вернулась изменённой и теперь носит внутри себя инопланетное ДНК.

Однако теория о том, что вернулся всё-таки клон Лины имеет место быть, ведь как это было ясно из сцен допроса, Лина представлялась зрителю как ненадёжный рассказчик. Интересный факт пре-продакшена фильма: как сообщает портал Slashfilm, в черновом сценарии «Аннигиляции» сцена в маяке заканчивалась гораздо раньше, поэтому зритель не узнал бы, кто на самом деле выбрался оттуда. А финальная сцена, где клон Кейна и Лина сплетаются в объятии была дополнена дождём падающих метеоритов, один из которых распадается в атмосфере, и из него вырывается знакомое мерцание. Хочется отметить, что решение об изменении концовки было мудрым, ведь если бы создатели оставили первоначальный вариант, это бы ощущалось после просмотра немного дёшево, словно мы только что посмотрели очередной фильм ужасов, где главная героиня, казалось бы, избежала опасности, но в финальном кадре зло возвращается с новой силой. Получившаяся концовка «Аннигиляции» не даёт ответов, и поэтому заставляет зрителей развивать дискуссии, тем самым надолго задерживаясь в памяти. 

Ещё одной интересной темой, которую поднимает фильм, является саморазрушение, которое проявляется в персонажах. Лина, которая является биологом, становится частью научной экспедиции в Мерцание в компании четырёх других женщин. Доктор Вентресс (Дженнифер Джейсон Ли), психолог, возглавляет эту экспедицию, чей состав было принято сделать полностью женским, ведь предыдущие экспедиции, состоящие из мужчин, так и не вернулись обратно. Доктор Вентресс смертельна больна раком, поэтому она и решается отправится в Мерцание. В каждой из женщин экспедиции проявляется саморазрушение с той или иной стороны. Лина разрушает свой брак, переспав с другим мужчиной. Физик Джози Раднек (Тесса Томпсон) оставляет порезы на своей руке, дабы почувствовать себя живой. Геоморфолог Касс Шепард (Тува Новотны) горько переживет потерю своей дочери. Парамедик Аня Торенсен (Джина Родригез) в прошлом страдала от зависимости, а её паранойя в конечном итоге приводит к её смерти от лап кошмарного медведя. Даже Вентресс саморазрушается на клеточном уровне, ведь рак по сути является формой саморазрушения. Как рассуждает Вентресс, саморазрушение неизбежно, это суть человеческой природы, и данная мысль может увести зрителя в очень тёмные уголки его разума, где он будет думать о том, действительно ли всю жизнь наша истинная сущность стремится к саморазрушению, а кажущаяся нормальность жизни, в которой необходимо существовать, это лишь коллективная иллюзия социума.

Когда наши героини вступили в зону Мерцания, их стремление к саморазрушению усилилось с изменением их ДНК. Сразу после того, как экспедиция Вентресс проходит через границу, нам показывают сцену секса Лины с другим мужчиной, что намекает на то, что Мерцание будет проектировать причины для саморазрушения и чувство вины персонажей на их восприятие окружающего мира. Подобный образом было изменено восприятие Джози Раднек, которая наблюдала, как из её шрамов начинают прорастать растения, однако в фильме не уточняется, видела ли тоже самое Лина, стоящая рядом. 

Крупнейшая метафора саморазрушения - это, конечно же, сцена борьбы Лины и её клона. Под маяком мы видим центр или сердце Мерцания в виде космической материи, в которой происходит реакция аннигиляции, как нам сообщает Вентресс, которая затем растворяется. Капля крови Лины, упавшая в эту материю, преобразуется в клона, покрытого металлообразной оболочкой. Этот клон будто бы символизирует ту версию Лины, от которой ей так хотелось убежать. Ту версию, которая стала намеренно разрушать счастливый брак. И, казалось бы, Лина победила эту версию, но главная идея фильма о саморазрушении сообщает нам, что в этой борьбе нет победителей. Остаётся только то, кем Лина стала после этой борьбы. И как ей теперь жить с этим дальше.

Вот такие идеи фильм «Аннигиляция» пытался донести до зрителя, и очень грустно, что продюсеры решили подстраховаться и не выпускать картину в международный прокат. В США «Аннигиляция» вышел 23 февраля и собрал за время проката 32 миллиона долларов при бюджете в 40 миллионов долларов. На Netflix релиз состоялся 12 марта, и эта сделка помогла студии Paramount избежать возможных финансовых потерь. Однако в минусе остался зритель всего остального мира, который не был удостоен чести смотреть великолепную визуальную часть фильма Алекса Гарленда на большом экране. 

Похожие материалы:

▪️Обзор: «Дом на продажу»

▪️Обзор: «Незнакомцы: Жестокие игры»

▪️«Счастливого дня смерти»: экологический слэшер

▪️«Снеговик»: долго лепили, быстро растаял

Спасибо за прочтение! Нажимайте палец вверх👍🏼, если вам понравился материал.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал:
Анто(н)логия Хоррора

⭕️ Анто(н)логия Хоррора на YouTube: трейлеры с субтитрами

⭕️ Яндекс.Деньги: на развитие канала и билеты в кино