Узнай, почему индивидуальные занятия с репетитором не эффективны?

Когда Вы начинаете подумывать о том, чтобы воспользоваться помощью репетитора, то в Вашем воображении возникает идеальный вариант, описывающий кто, где, как, сколько и за сколько будет учить Вашего ребёнка.

1) Кто? За годы преподавания физики, математики и информатики я столкнулся со множеством стереотипов, касающихся того, каким должен быть идеальный репетитор. Во-первых, считается, что физику лучше преподаст мужчина, нежели женщина-репетитор. При этом сочетание молодой репетитор и молодой ученик (разница в возрасте 3-10 лет) приемлемо, так как они говорят «на одном языке», а вот репетитор постарше и ученица-школьница неприемлемо, если занятия проходят дома у ученицы, когда родителей нет, или дома у репетитора… Мало ли что может случиться… При этом мои коллеги, репетиторы-девушки, сталкивались со множеством проблем, когда были приглашены на занятия с учениками на дом, и их встречали папы учеников… (от многих таких «заказов» просто приходилось отказываться, хотя ребёнок здесь вовсе не при чём).

А это демонстрация другой крайности. Частая ситуация из рассказов моих учеников: нередко, погнавшись за опытом репетитора, родители учеников выбирают преподавателей преклонного возраста, которые на занятиях могут по пол часа рассказывать об урожае на даче, о том как линяет кошка, кушать печеньки, отвлекаться на бегающих внуков, а иногда, даже и заснуть ненароком. Ребёнку в такой ситуации неловко, и он просто ждёт окончания занятия. Эффективность таких занятий, естественно, остаётся под вопросом.

Помимо этого, ежегодно в декабре ко мне обращается множество выпускников, оказавшихся жертвами так называемых «посоветованных репетиторов». Дети наивны, и часто им кажется, что школьный учитель, Лариса Александровна, например, которая все годы особо не напрягала их по своему предмету (будь то химия, физика или биология, история, а в последний год школы вдруг оказалось, что именно этот предмет выбран вступительным испытанием в вуз) лучше других учителей. Лучше Натальи Ивановны, например, которая строго все школьные годы требовала по своему предмету так, как будто он самый важный в школе. Так вот, первый учитель, узнав, что Вы сдаёте ЕГЭ по его предмету, сначала попытается Вас отговорить, зачем ему лишняя ответственность? Вы же все школьные годы не были в восторге от этого предмета? Вы скажете, что Вы полюбить его и не собираетесь, но сдавать-то надо, Университет требует! Затем учитель, осознав, что уговоры не помогают, на Вашу просьбу посоветовать хороших репетиторов, скажет Вам пару имен, расхвалит их опыт, экспертность (это сейчас модно) и мнимые результаты (сказать же можно все, что угодно). Но проучившись пол года у таких «нахваленных репетиторов», Вы поймёте, что экзамен с ними Вы, конечно сдадите, но с такими баллами поступить можно будет, например, на юридический, но не в ВШЭ, а максимум - лишь в аграрный..

Почему ситуация такова? Ответ простой: школа не обязана готовить Вас к поступлению в вуз, а раз не обязана, зачем ей это делать. Школьные учителя не заинтересованы в Вашем личном успехе и в Ваших высоких баллах на ЕГЭ: не дай бог, их заметят и начнут школу проверять!

2) Где? Многим родителям, повидавшим разных репетиторов, кажутся максимально эффективными такие занятия, которые репетитор проводит дома у ученика, либо в собственном офисе. И то, и другое – всего лишь видимость. Представьте, известный факт: в Минске в 2016 году из Университета уволили преподавателя, который 6 лет учил студентов выдуманному им самим (несуществующему) китайскому языку, и даже принимал по нему экзамены! Вы считаете себя настолько грамотным, что Вы способны оценить квалификацию репетитора, преподающего Вашему ребёнку? Знаете ли Вы, что то образование, которое Вы получили в школе и/или в Университете 5-10-15 лет назад уже устарело, что знания настолько быстро меняются, что даже школьные учебники не успевают обновить. Как Вы думаете, а Ваш ребёнок во время занятий по трудному для него предмету сможет осознать, что ему дают информацию неверно или некачественно? Нет. Ответ: нет. И эта горькая правда.

Сейчас непрофессионалы просто зарабатывают на Вас, они не владеют знаниями на должном уровне, а у Вас нет возможностей их обличить. Вы думаете, что наличие комфортного офиса закрывает вопрос компетенции. Нет. Снова ответ: нет. Если репетитор работает как частное лицо, ИП, то есть ни перед кем не отчитывается в своей деятельности в профессиональном плане, ему даже высшее образование иметь не обязательно, чтобы это делать. Скажу Вам не по секрету: многие знакомые мне репетиторы, владельцы курсов по подготовке к экзаменам, этого образования вообще не имеют. А если и имеют, то к науке, к процессу образования, к педагогике, их диплом и деятельность точно никакого отношения не имеет. Они просто делают бизнес. На Вас.

3)Каковы особенности занятий с репетитором? Все зависит от изучаемого предмета. Во всех науках есть определенная специфика. Например, на моих курсах теорию по истории читают 2/3 времени, рассчитанного на весь курс. И многие ученики, обучающиеся у меня на курсе по истории, не понимают важности такого подхода, и просят решать тесты. А тесты по истории включают варианты ответов из разных исторических периодов, соответственно, решать тесты по истории, не имея хронологически выстроенной базы знаний, бессмысленно. Вот и приходят ко мне под новый год толпой жертвы «насоветованных репетиторов», с которыми они все самое ценное время потратили на нарешивание тестов. Или ещё пример: меня всегда умиляют ребята, пишущие пробные тесты по химии и рассказывающие о том, как им органика даётся легче, чем неорганика. И когда они по шаблончику набирают 50 баллов по ЕГЭ, а выше этой планки прыгнуть им не удаётся, они приходят на мои курсы… И на вопрос, каков механизм данной реакции, они округляют глаза, и спрашивают: А что такое механизм?

Как должны проходить занятия с репетитором? Сначала необходимо оценить уровень знаний ученика, оставшееся время до экзамена и наметить измеримую цель (в баллах). Затем необходимо составить план, отражающий, за какой период и сколько баллов сможет прибавить ученик в результате обучения. Третье необходимое условие занятий с репетитором – это контроль соблюдения плана: проверочные срезы, показывающие, насколько ученик усвоил материал, выучил теорию, научился решать задачи. При таком подходе результат гарантирован. Если у Вас на занятиях отсутствует что-либо из перечисленного, отказывайтесь от Вашего репетитора-оборотня, пока не поздно.

4)Сколько и за сколько? Вопрос, конечно, индивидуальный. Знать в этом вопросе нужно следующее: за год-два никто Вас не подготовит к участию в Олимпиадах. Если быть точнее, к участию, может быть, и подготовят, к победе – точно нет. (Участие в Олимпиадах не даёт конкурентного преимущества при поступлении в вуз, учитываются только результаты победителей). В Москве специальные лицеи готовят победителей, с шестого класса по одиннадцатый. Второй момент: поймите, действительно хороший репетитор, имеющий реальный опыт подготовки высокобалльников, не поедет к Вам на дом учить Вашего ребёнка за 1000 рублей. Его время стоит дороже разъездов. Если Вам без тестирования сразу же предлагают индивидуальные занятия, насторожитесь. При таком подходе у Вас нет возможности оценить реальную «экспертность» преподавателя. Он может по бумагам быть главным экспертом краевой экспертной комиссии, а на деле являться обычным школьным учителем, который не может стандартные темы по обычной школьной программе донести своим ученикам, так как постоянно в разъездах и обучается оценивать по критериям, а не учить, как выполнять задания правильно...